Алкоголизация как условие регрессии при научении и при просоциальном поведении | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Алкоголизация как условие регрессии при научении и при просоциальном поведении PDF

Александров Юрий Иосифович, Сварник Ольга Евгеньевна, Знаменская Ирина Игоревна, Арутюнова Карина Ролландовна, Колбенева Марина Геннадьевна, Крылов Андрей Константинович, Булава Александра Игоревна
Вопросы психологии ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 4
АННОТАЦИЯ
Несмотря на долгую историю использования представления о регрессии, ее проявления, механизмы остаются малоизученными, специальные экспериментальные исследования единичны, а мнения о ее значении - весьма противоречивы. Цель настоящего экспериментально-теоретического исследования состояла в том, чтобы выявить, какие закономерности динамики субъективного опыта и его мозгового обеспечения лежат в основе феноменов, описываемых как регрессия и выявляемых при, казалось бы, весьма разнородных состояниях и воздействиях (таких как стресс, разнообразные заболевания, сильные эмоции, введение алкоголя). В статье рассматривается понятие регрессии, в том числе с позиций системно-эволюционного подхода, а также приводятся ее возможные мозговые и нейрогенетические механизмы. Нами экспериментально показано, что при остром введении алкоголя происходит регрессия, в основе которой лежит обратимая дедифференциация: относительное увеличение представленности в актуализированном опыте низкодифференцированных систем. В экспериментальных ситуациях научения у животных наблюдалось снижение активации нейронов систем первого - питьевого - навыка при формировании второго - пищевого - навыка. Для выявления у человека влияния алкоголя на общий паттерн моральных суждений была проанализирована динамика индекса моральной допустимости гибели одного для спасения многих. Сложность организации поведения под действием алкоголя достоверно понижается; при этом обнаруживается уменьшение межиндивидуальных различий просоциального поведения людей. Полученные данные демонстрируют, что под воздействием алкоголя люди начинают оценивать социально значимые действия более сходно. На наш взгляд, эти результаты соответствуют представлениям о действии алкоголя как «дедифференциатора», вызывающего регрессию. Общность обнаруженных эффектов может быть связана с общим механизмом - обратимой дедифференциацией, которая обусловливает подавление актуализации ряда систем (следовательно, активности многих нейронов), причем наиболее дифференцированных, «сложных» систем. Возможно, данное уменьшение сложности связано с ускоренным обучением, а также с тем, что организация поведения людей становится более сходной в указанных ситуациях.
ЦИТАТА
Алкоголизация как условие регрессии при научении и при просоциальном поведении / Ю.И. Александров, О.Е. Сварник, И.И. Знаменская, К.Р. Арутюнова, М.Г. Колбенева, А.К. Крылов, А.И. Булава // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 80-91
АВТОРЫ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

381
НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД

Сварник Ольга Евгеньевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

63
НАУЧЕНИЕ МОЗГ LEARNING

Колбенева Марина Геннадьевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

33
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ОБОНЯНИЕ

Крылов Андрей Константинович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

66
ОБУЧЕНИЕ С ПОДКРЕПЛЕНИЕМ НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Булава Александра Игоревна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Младший научный сотрудник

Публикаций в поиске

44
СТРЕСС НАУЧЕНИЕ ПАМЯТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2017 год

2014 год

2008 год