Консолидация, реконсолидация памяти, угашение и забывание: обзор литературы | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Консолидация, реконсолидация памяти, угашение и забывание: обзор литературы

Созинов Алексей А., Александров Игорь О., Горкин Александр Г., Греченко Татьяна Н., Александров Юрий И.
Российский психологический журнал ВАК SCOPUS IF 0,784 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - обзорная статья
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Введение. Для изучения закономерностей формирования индивидуального опыта в настоящей работе проведено обобщение современных результатов исследований консолидации, реконсолидации памяти, угашения и забывания в рамках единого представления, сформулированного в системной психофизиологии: как проявлений согласованных процессов формирования нового и модификации ранее сформированного опыта. Теоретическое обоснование. В развитие теории функциональных систем П. К. Анохина было обосновано, что системогенез происходит не только в раннем, но и во взрослом возрасте, так как образование нового поведенческого акта является формированием новой системы и проявляется в становлении специализации нервных клеток. В исследованиях с регистрацией электрических импульсов отдельных нервных клеток во время того, как животные осуществляют новое поведение, показано, что при выполнении поведения происходит реализация не только новых систем, которые сформированы при обучении, но и одновременная реализация множества ранее сформированных систем. Поэтому консолидация, реконсолидация памяти, угашение и забывание рассматриваются нами как проявления реорганизации целостного индивидуального опыта. Результаты исследований в нейрофизиологии, психофизиологии и психологии памяти показывают, что процессы формирования памяти (в том числе её консолидации/реконсолидации) и забывания являются не взаимоисключающими. Некоторые формы забывания при этом обусловлены не разрушением памяти, а невозможностью её использования, что отчасти характерно для формирования угашения. Обсуждение результатов. Обосновывается, что (ре)консолидация, угашение и забывание могут иметь в своей основе сходные долгосрочные изменения ранее сформированного опыта, в частности такие, которые в дальнейшем не позволяют некоторым элементам этого опыта актуализироваться.
ЦИТАТА
Консолидация, реконсолидация памяти, угашение и забывание: обзор литературы / А.А. Созинов, И.О. Александров, А.Г. Горкин, Т.Н. Греченко, Ю.И. Александров // Российский психологический журнал. – 2023. – Т. 20. – № 3. – С. 131-156
АВТОРЫ

Созинов Алексей Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

62
LEARNING НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Александров Игорь Олегович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

103
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРУКТУРА ЗНАНИЯ

Горкин Александр Георгиевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

82
НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ НЕЙРОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Греченко Татьяна Николаевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

120
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ELECTRICAL ACTIVITY ОСЦИЛЛЯЦИИ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

429
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2017 год

2017 год

2015 год