АННОТАЦИЯ
Исследование направлено на проверку предположения о том, что когнитивные стили (КС) матери и отца избирательно связаны с выраженностью КС ребенка в младшем школьном и младшем подростковом возрастах. В исследовании КС детей, проведенного методом продольных срезов, был осуществлен сбор данных по проблеме сопряженности стилевых характеристик родителей и детей. Изучались КС: «импульсивность - рефлективность» (с помощью методики «Сравнение похожих рисунков» Дж.Кагана), «полезависимость - поленезависимость» (методика «Фигуры Готтшальдта»), «гибкий - ригидный познавательный контроль» (методика «Словесно-цветовой интерференции» Дж.Струпа), «узкий - широкий диапазон эквивалентности» (методика «Свободная сортировка слов» В.Колги). Выборку составили 24 полных семьи (48 родителей) и их дети (12 сыновей и 12 дочерей); гипотеза проверялась с применением факторного анализа показателей КС детей и родителей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в младшем школьном и младшем подростковом возрастах в КС «импульсивность - рефлективность» у ребенка сохраняется связь с КС отца, а в КС «полезависимость - поленезависимость» в младшем подростковом возрасте - с КС матери, причем в обоих стилях эта взаимосвязь имеет положительный характер. В КС «гибкий - ригидный познавательный контроль» и «узкий - широкий диапазон эквивалентности» в младшем школьном возрасте на формирование КС ребенка оказывают влияние оба родителя, а в младшем подростковом возрасте данные КС ребенка и родителей оказываются уже не связанными между собой. Можно предположить, что это говорит о разной природе КС. Одни стили относятся к базовым, и связь с отцом или матерью в той или иной мере будет сохраняться и в дальнейшем. А другие стили относятся к социальным, и с возрастом на их формирование оказывает влияние социальная среда, в которой находится ребенок. Данное исследование, таким образом, поднимает вопросы о необходимости уточнить представление о механизмах формирования стилевого поведения в онтогенезе, в частности под влиянием фактора семейной микросреды, что может далее расширить возможности в направлении изучения индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, а также учитываться в практических областях образования, педагогики, детской психологии и т.п.
ЦИТАТА
Будрина, Е.Г. Взаимосвязь когнитивных стилей родителей и ребенка в младшем школьном и младшем подростковом возрастах / Е.Г. Будрина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2021. – Т. 11. – № 4. – С. 356-370