АННОТАЦИЯ
Несмотря на долгую историю использования представления о регрессии, ее проявления, механизмы остаются малоизученными, специальные экспериментальные исследования единичны, а мнения о ее значении - весьма противоречивы. Цель настоящего экспериментально-теоретического исследования состояла в том, чтобы выявить, какие закономерности динамики субъективного опыта и его мозгового обеспечения лежат в основе феноменов, описываемых как регрессия и выявляемых при, казалось бы, весьма разнородных состояниях и воздействиях (таких как стресс, разнообразные заболевания, сильные эмоции, введение алкоголя). В статье рассматривается понятие регрессии, в том числе с позиций системно-эволюционного подхода, а также приводятся ее возможные мозговые и нейрогенетические механизмы. Нами экспериментально показано, что при остром введении алкоголя происходит регрессия, в основе которой лежит обратимая дедифференциация: относительное увеличение представленности в актуализированном опыте низкодифференцированных систем. В экспериментальных ситуациях научения у животных наблюдалось снижение активации нейронов систем первого - питьевого - навыка при формировании второго - пищевого - навыка. Для выявления у человека влияния алкоголя на общий паттерн моральных суждений была проанализирована динамика индекса моральной допустимости гибели одного для спасения многих. Сложность организации поведения под действием алкоголя достоверно понижается; при этом обнаруживается уменьшение межиндивидуальных различий просоциального поведения людей. Полученные данные демонстрируют, что под воздействием алкоголя люди начинают оценивать социально значимые действия более сходно. На наш взгляд, эти результаты соответствуют представлениям о действии алкоголя как «дедифференциатора», вызывающего регрессию. Общность обнаруженных эффектов может быть связана с общим механизмом - обратимой дедифференциацией, которая обусловливает подавление актуализации ряда систем (следовательно, активности многих нейронов), причем наиболее дифференцированных, «сложных» систем. Возможно, данное уменьшение сложности связано с ускоренным обучением, а также с тем, что организация поведения людей становится более сходной в указанных ситуациях.
ЦИТАТА
Алкоголизация как условие регрессии при научении и при просоциальном поведении / Ю.И. Александров, О.Е. Сварник, И.И. Знаменская, К.Р. Арутюнова, М.Г. Колбенева, А.К. Крылов, А.И. Булава // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 80-91