Актуальность. В отечественной нейропсихологии отсутствует стандартизированный комплекс методик для количественной оценки развития высших психических функций (ВПФ) с дошкольного по старший школьный возраст. Его применение могло бы повысить объективность нейропсихологической диагностики. Цели исследования: 1) создать психометрическую батарею методик для многофакторного исследования нейропсихологических особенностей развития (МИНОР) детей и подростков 4-17 лет; 2) описать траектории возрастного развития компонентов ВПФ. Выборка. 860 человек в возрасте 4-17 лет (M = 10; σ = 3,7), из них 558 мальчиков и 302 девочки. Методы. Проводилась нейропсихологическая диагностика с использованием 40 методик и измерением 171 переменной. Эти переменные были стандартизированы и нормированы по возрасту. Для поиска латентных переменных использовался эксплораторный и конфирматорный факторный анализ. Полученная модель была применена к ненормированным переменным для выявления траекторий развития. Результаты. Построена модель, включающая 106 индикаторов и 21 фактор. Выделена дополнительная шкала вербально-логического мышления, состоящая из 4 переменных. Общий уровень развития может быть надежно измерен на основе 50 переменных. Описана зависимость этих показателей от возраста. Выводы. Разработана психометрическая батарея МИНОР для нейропсихологической диагностики детей и подростков 4-17 лет. Количественная оценка основана на математическом описании траекторий возрастного развития компонентов ВПФ.
ЦИТАТА
Хохлов, Н.А. ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ БАТАРЕЯ "МНОГОФАКТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ" (МИНОР) / Н.А. Хохлов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2024. – Т. 47. – № 1. – С. 150-183
Половые различия в состоянии высших психических функций (ВПФ) у детей и подростков исследованы на материале результатов нейропсихологической диагностики. Выборка: 645 человек в возрасте 4-17 лет, из н...
Работа посвящена изучению факторной структуры психических функций у детей 4-17 лет. В исследовании приняли участие 877 человек, из них 575 мальчиков и 302 девочки в возрасте от 52 до 215 месяцев (122 ...
Приводится описание траекторий развития стратегий сканирования зрительного поля у детей и подростков с 4 до17 лет; рассматриваются различия в их соотношении по мануальной, зрительной асимметрии и полу...
В статье проанализированы работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные роли межанализаторного взаимодействия в развитии и реализации математических способностей. Межмодальное взаимодействие р...