АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются социально-психологические проблемы агент-ориентированного моделирования информационных процессов в Интернете с целью психологического воздействия и социального влияния на пользователей. Утверждается, что одной из проблем, снижающих прогностическую надежность агент-ориентированного моделирования, является недооценка автономности пользователей, непредсказуемости их действий в процессе информационного обмена. Также обращается внимание на то, что качество моделирования определяется эффективной организацией совместной работы специалистов в области программирования, IT-технологий и психологов, поскольку специфика психологической терминологии и той, которая применяется программистами, создают проблемы взаимопонимания. Обсуждаются также известные и недостаточно изученные социально-психологические феномены, обеспечивающие эффективность психологического воздействия и социального влияния в Интернете, в частности, влияние ценностной поляризации населения на отношение к получаемой в сети информации. Феномен поляризации изучается в социальной психологии с начала 70-х годов прошлого века. Первоначально он был обнаружен в малых социальных группах при анализе групповых дискуссий и принятия групповых решений. Позже различные формы психологической поляризации исследователи начали изучать в больших социальных группах. Было установлено, что данный феномен существенно влияет на эффективность массового психологического воздействия. В статье приводятся результаты эмпирических исследований отношения респондентов ценностно поляризованных групп к различным типам рекламы и пропаганды в средствах массовой информации и Интернете. Также проанализирован опыт исследований обмена информацией агентами в социальной сети Фейсбук, свидетельствующий о необходимости учитывать фактор автономности, индивидуальности и ценностной поляризации пользователей Интернета.
ЦИТАТА
Лебедев, А.Н. РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОМПЬЮТЕРНОМ МОДЕЛИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРНЕТЕ / А.Н. Лебедев // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2020. – Т. 5. – № 4. – С. 83-109