Способности как основа ментальных ресурсов в разные возрастные периоды: механизмы развития, когнитивные технологии диагностики и формирования | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Способности как основа ментальных ресурсов в разные возрастные периоды: механизмы развития, когнитивные технологии диагностики и формирования

Холодная Марина Александровна
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2016
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В 2016 г. изучение ментальных ресурсов продолжалось в рамках трех основных направлений: теоретическом, эмпирическом и прикладном. I. Теоретические результаты: 1. Разработаны основные положения теории ментальных ресурсов. Ментальные ресурсы (МР) – это психические средства, использование которых обеспечивает высокую результативность конкретной деятельности человека и его продуктивную самореализацию в основных сферах жизнедеятельности (в общении, профессиональной работе, творчестве) в условиях преодоления возникающих жизненных трудностей. МР изучается в рамках новой теоретической парадигмы: от отдельных способностей – к эффектам их взаимодействия в структуре индивидуального ментального опыта. 2. Обосновано значение нарративного (анализ порожденных авторских текстов) и экспликативного (полуструктурированное интервью, техника ранговых решеток и др.) методов для выявления индивидуальных ментальных ресурсов. 3. Доказано, что системообразующим фактором в организации и мобилизации индивидуальных ментальных ресурсов являются понятийные (концептуальные) способности и индивидуальный концептуальный опыт в целом. 4. Сформулировано положение о том, что комбинации социальных условий могут порождать эффекты индивидуальных ментальных “ресурсов”. 5. Описаны ресурсные функции понятийных, метакогнитивных и интенциональных способностей. В частности, показана роль когнитивных стилей (как индикаторов сформированности механизмов непроизвольного интеллектуального контроля) относительно уровня мотивации деятельности и степени продуктивности понятийного мышления. В младшем школьном возрасте когнитивные стили связаны с успешностью учебной успешности, а также сопряжены с особенностями речевого развития младшего школьника (в рамках феномена монолингвизма и билингвизма). 6. Разработана и верифицирована методология конструирования образовательных технологий, в основе которой лежат фундаментальные достижения дифференционно-интеграционной теории развития и которая учитывают закономерности интеллектуального развития личности в процессе обучения. 7. Обоснована роль учебных текстов, сконструированных с учетом требований психодидактики, как средства интеллектуального воспитания учащихся в процессе обучения математике в 5–9-х классах за счет обогащения когнитивного, понятийного, метакогнитивного и интенционального опыта учащихся. II. Эмпирические результаты: Проведено 9 базовых исследований (11 серий), в том числе лонгитюдное и кросскультурное исследования. Общее количество испытуемых – 2586. 1. Понятийные способности (прежде всего концептуальные способности, лежащие в основе процесса порождения новых ментальных содержаний) играют ведущую роль по отношению к показателям продуктивности интеллектуальной деятельности в подростковом и юношеском возрасте. 2. Особенностей организации концептуальных структур (концептов) связаны с показателями когнитивного стиля импульсивность/рефлективность, способностью выполнять элементарные логические операции и психофизиологическими показателями. Выявлен феномен снижения психофизиологической активности (ЭЭГ, КГР) при выполнении интеллектуальной деятельности в случае несформированных уровней концепта. 3. К ментальным ресурсам человека относятся социальный интеллект, эмоциональный интеллект и чувство юмора. Студенты с высоким социальным интеллектом при выборе стратегий совладания ориентируются на решение проблемы, лучше контролируют себя в трудных ситуациях. В юношеском и взрослом возрасте люди с высоким эмоциональным интеллектом ориентированы на разрешение трудной ситуации, тогда как люди с низким эмоциональным интеллектом чаще пребывают в грустном либо агрессивном настроении. Адаптивные стили юмора – в отличие от агрессивного или самоуничижительного стиля юмора – сопряжены с конструктивными способами поведения, такими как принятие ответственности за происходящее, ориентация на решение проблемы, снижение агрессии. 4. Развитие концептуальных структур как основы понятийного мышления является ключевым фактором оптимизации системы индивидуальных ментальных ресурсов. Хорошо дифференцированные и интегрированные концептуальные структуры и ментальные пространства (концептуальный опыт в целом) составляют необходимую предпосылку для появления креативных идей и продуктивной жизнедеятельности. 5. Для разных видов профессиональной успешности (инженеры, менеджеры, учителя, госслужащие) решающее значение имеет комбинация социальных условий (особенностей родительской и своей семьи, места рождения, микросреды рабочих групп), при этом на первый план выходят субъективно значимые условия среды, которые и выступают как ресурсы. 6. Особенности организации концепта СТРЕСС в юношеском возрасте связаны со стратегиями совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях, которые имеет специфику в зависимости от типа культуры (кросскультурное исследование на примере русской, турецкой, татарской и китайской выборок) и вида специализации обучения в вузе. 7. Когнитивно-стилевые характеристики человека связаны со способностью репрезентировать границы своего тела (Телесного Я), т.е. когнитивные стили выполняют ресурсные функции по отношении к контролю адекватности образа собственного тела. 8. В группах учащихся младшего школьного возраста с высокой успеваемостью и высоким интеллектом преобладают продуктивные стилевые субгруппы (“категоризаторы”, “гибкие”, “рефлективные”, “быстрые/точные”, “мобильным поленезависимые” учащиеся), то есть продуктивные полюса когнитивных стилей связаны с продуктивностью интеллектуальной деятельности. 9. Для младших школьников монолингвов более характерны рефлективность и поленезависимость, тогда как для билингвов – импульсивность и полезависимость. Следовательно, ресурсные функции когнитивных стилей сопряжены с особенностями речевого развития в младшем школьном возрасте. III. Прикладные результаты: 1. Компьютерный диагностический комплекс экспресс-оценки ментальных ресурсов индивидуальности. 2. Компьютерный диагностический комплекс оценки уровневой организации концепта “вещество” “Chemical Differentiation” синхронизированный с комплексом психофизиологических исследований “Энцефалан”, позволяющий получать объективные показатели о ресурсных функциях концептуальных структур в терминах ЭЭГ, ЭКГ, КГР. 3. Компьютерная программа для оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) у учеников в курсе алгебры для 7-9 классов. 4. Психодидактическая образовательная технологии – “Развивающие учебные тексты – Development-focused Educational Texts” (DET Technology), обеспечивающей решение задачи интеллектуального воспитания учащихся в процессе обучения математике в 5–9-х классах. 5. Программа мобилизации ментальных ресурсов подростков, построенная с использованием методов рационально-эмоциональной психотерапии, коллективной дискуссии, игрового моделирования. Форма представления научных результатов: 1. 52 публикации, в том числе 3 монографии; 1 сборник статей; 7 статей и 6 тезисов в журналах, индексируемых в системах Web of Science и Scopus. 2. Доклады на научных конференциях, общим количеством 30, в том числе количество докладов на Международных зарубежных конференциях – 25. 3. По результатам проведенных исследований защищены две кандидатские диссертации. 4. Три Свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ. 5. Два научных мероприятия в рамках тематики гранта: 1) воркшоп на тему “Ментальные ресурсы разного уровня: эффекты дифференциации и интеграции в структуре индивидуальности” в рамках Седьмой Международной конференции по Когнитивной науке (The Seventh International Conference on Cognitive Science), июнь 2016, г. Светлогорск, Россия (заслушано 12 докладов, в том числе 8 докладов участников гранта). 2) третий Международный симпозиум “Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования” (октябрь 2016 г., ИП РАН, Москва). IV. Перспективы исследования: 1) теоретическое и эмпирическое обоснование ведущей роли концептуального опыта (процесса концептуализации) как фактора, обеспечивающего мобилизацию и развитие индивидуальных ментальных ресурсов; 2) теоретическое и эмпирическое обоснование ресурсных функций когнитивных стилей как индикаторов сформированности механизма непроизвольного контроля процессов переработки информации (на психодинамическом, интеллектуальном, личностном уровнях) как предпосылки способности к саморегуляции. 3) проведение исследований, раскрывающих психофизиологические предпосылки активизации интеллектуальных и личностных ресурсов (в том числе в терминах показателей мозговой активности); 4) разработка когнитивных технологий диагностики и развития индивидуальных ментальных ресурсов , базирующихся на фундаментальных исследованиях, выполненных в рамках проекта.
ЦИТАТА
Холодная, М.А. Способности как основа ментальных ресурсов в разные возрастные периоды: механизмы развития, когнитивные технологии диагностики и формирования / М.А. Холодная отчет по НИР № 14-28-00087 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Холодная Марина Александровна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

246
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE КРЕАТИВНОСТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2014 год

2014 год

2014 год