Способности как основа ментальных ресурсов в разные возрастные периоды: механизмы развития, когнитивные технологии диагностики и формирования | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Способности как основа ментальных ресурсов в разные возрастные периоды: механизмы развития, когнитивные технологии диагностики и формирования

Холодная Марина Александровна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2015
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В 2015 г. изучение ментальных ресурсов осуществлялось в рамках трех основных направлений: теоретическом, эмпирическом и прикладном. I. Теоретические результаты: 1. Ментальные ресурсы являются системным эффектом взаимодействия разных способностей (шире – взаимодействия иерархии форм ментального опыта разного уровня, начиная с уровня телесного опыта и заканчивая уровнем духовно-ценностного опыта). Развитие ментальных ресурсов может быть описано как процесс дифференциации и интеграции разных элементов индивидуального ментального опыта. 2. Концептуальный опыт выступает в качестве основы организации, мобилизации и формирования ментальных ресурсов. Индивидуальный концептуальный опыт представлен в следующих основных формах: концептуальные структуры – понятийные (концептуальные) способности – концептуализация происходящего (трудной жизненной ситуации, своих личных возможностей, других людей и т.д.). 3. Когнитивные (интеллект и креативность), понятийные (категориальные и концептуальные), метакогнитивные, эстетические и высшие (саморегулятивные и творческие) способности выполняют ресурсные функции по отношению к различным аспектам интеллектуальной и социальной деятельности. 4. Интрасубъектные ресурсы (психические факторы организации индивидуальной деятельности) проявляются в единстве с интерсубъектными ресурсами (как результатом взаимодействия человека с другими людьми) и внесубъектными ресурсами (как результатом взаимодействия человека с условиями социальной среды). 5. В системе ментальных ресурсов индивидуальности существуют когнитивно-стилевые комплексы, являющиеся результатом избирательной интеграции свойств темперамента и характера. 6. Индивидуальные ментальных ресурсы являются динамической системой и могут быть описаны такими процессами, как истощение, мобилизация, развитие, создание новых ресурсов, - в связи с особенностями процесса “концептуализации” происходящего. 7. Для исследовании и диагностики ментальных ресурсов необходимо использовать, наряду с количественными методами, новые качественные методы (клиническое интервью, нарративный метод, метод экспликация ментальной продукции). 8. Инновационная психодидактическая технология, основанная на использовании специально сконструированных развивающих учебных математических текстов (DET technology), обеспечивает решение задачи интеллектуального воспитания учащихся в процессе обучения математике за счет обогащения когнитивного, понятийного, метакогнитивного и интенционального опыта ученика. II. Эмпирические исследования, проведенные с целью верификации отдельных положений теории ментальных ресурсов. Проведено 10 базовых эмпирических исследований (общее количество отдельных серий исследований – 43). 1. Лонгитюдное исследование ресурсных функций когнитивных способностей, метакогнитивных способностей (4-х когнитивных стилей), личностных качеств, нейропсихологических характеристик с учетом успешности учебной деятельности в младшем школьном возрасте, в том числе школьников монолингвов и билингвов (161 учащихся начальной школы). 2. Исследование связей особенностей организации концепта (в предметной области “химия”) с показателями общих (уровень интеллекта, креативность) и специальных способностей (311 школьников и студентов). 3. Исследование интеллектуальной компетентности в связи с показателями понятийных, метакогнитивных и интенциональных способностей в старшем подростковом возрасте (90 учащихся старших классов). 4. Исследований ментальных ресурсов успешного профессионала в разные периоды жизни (три серии) (210 человек, руководители; тренеры высшей квалификации; спортсмены высших разрядов). 5. Исследование высших (творческих, рефлексивных и духовных) способностей в зависимости от специализации обучения: дизайн; математика и прикладная информатика; физическая культура (120 студентов, возраст 18-22 года). 6. Комплексное исследование ментальных ресурсов разного уровня по отношению к проявлениям одаренности в школьном возрасте: темпераментальные свойства, когнитивные способности, метакогнитивные способности, понятийные способности, эстетические способности, личностные свойства (стратегии совладающего поведения, жизнестойкость). Общее количество испытуемых – 364 человек, в том 60 учащихся – призеров олимпиад. 7. Систематизированы и обобщены результаты исследований ресурсных функций телесного опыта, в частности, способности строить репрезентации собственного тела, по отношению к организации индивидуальных знаний и регуляции социального поведения (26 серий) (N=1310). 8. Кросскультурное исследование соотношения особенностей организации концепта “стресс” и стратегий совладания на русской (N = 98), турецкой (N = 70) и китайской (N = 58) выборках c целью выявления культурных различий в ментальных ресурсах, используемых при преодолении трудных ситуаций. 9. Исследования истощения и мобилизации индивидуальных ментальных ресурсов в период взрослости; специфика ментальных ресурсов интеллектуально компетентных подростков и студентов в ситуации интеллектуальных испытаний; ресурсные функции интеллекта, креативности, когнитивных стилей (полезависимость/ поленезависимость) в трудных жизненных ситуациях (413 человек в возрасте от 16 до 86 лет) (7 серий). 10. Систематизированы и обобщены результаты исследования интеллектуального ресурса в старшем подростковом возрасте (ученики 9-х классов, 14-16 лет, N=122) и в юношеском возрасте (студенты 2-4 курсов 18-20 лет, N=110) (две серии). В ходе эмпирических исследований получен ряд новых научных фактов: 1. Динамические проявления ментальных ресурсов в младшем школьном возрасте обусловлены одновременным и взаимосвязанным изменением когнитивных и метакогнитивных способностей. 2. Понятийные (категориальные и концептуальные) способности выступают в качестве основы интеллектуального ресурса в старшем подростковом и юношеском возрасте. 3. В структуре интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте представлены понятийные, произвольные метакогнитивные и интенциональные способности. 4. Понятийные (концептуальные) способности выполняют функцию компенсации дефицитов интеллектуального развития в условиях отклоняющегося психического развития у младших подростков; являются предпосылкой творческой самореализации в старшем подростковом возрасте; определяют реальные интеллектуальные достижения в условиях вузовского обучения. 5. Уровень организации концептуальных структур (на примере научного и житейского концептов) связан с продуктивностью интеллектуальной (интеллектом, креативностью, специальными химическими способностями) и социальной (стратегиями совладающего поведения) деятельности. 6. Выделены три когнитивно-стилевых комплекса: социально-вербальный, эмоционально-моторный и интеллектуальный, которые влияют на актуализацию разных видов ресурсов (интеллектуальных, социальных, эмоциональных либо двигательных). 7. В основе деструктивных форм поведения (переедание, убийство как способ разрешения конфликта) лежит низкая дифференцированность телесного опыта, которая связана с нарушениями в эмоциональной сфере и сфере общения. 8. Чем выше уровень профессиональных достижений, тем большую роль играет индивидуальные стиль деятельности, который интегрирует психические качества индивидуума, возможности взаимодействующего партнера и условия социального окружения. III. Прикладные исследования. 1. Разработана гибкая модульная компьютерная программа “Конструктор тестов INT (Идеографическое и Номотетическое Тестирование)” в рамках когнитивной технологии формирования интеллектуальных ресурсов. Получено Свидетельство о государственной регистрации программы ЭВМ Конструктор тестов “INT” № 2015618029 от 29.07.2015. 2. Разработана типология развивающих учебных текстов как основа психодидактической технологии интеллектуального воспитания учащихся при обучении математике (на примере школьного курса математики для 5-9-х классов). 3. Разработана компьютерная программа самодиагностики и самообучения учащихся 5-6-х классов при обучении математике. Получено Свидетельство о государственной регистрации базы данных "Измерение сформированности универсальных учебных действий у школьников с элементами самодиагностики и самообучения" № 2015621658 от 18.11.2015. 4. Разработан рабочий вариант когнитивно-поведенческой технологии развития системы ментальных ресурсов (на примере созависимых женщин) и проведена ее предварительная апробация (n=22, возраст от 30 до 55 лет).
ЦИТАТА
Холодная, М.А. Способности как основа ментальных ресурсов в разные возрастные периоды: механизмы развития, когнитивные технологии диагностики и формирования / М.А. Холодная отчет по НИР № 14-28-00087 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Холодная Марина Александровна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

238
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE КРЕАТИВНОСТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2014 год

2016 год

2014 год