АННОТАЦИЯ
Теоретическая актуальность изучения проблемы ментальных ресурсов связана с необходимостью поиска новых подходов для объяснения поведения человека в реальных жизненных ситуациях. Понятие “ментальные ресурсы” относится к числу интегративных и экологически валидных конструктов, позволяющих использовать инновационные методы и методики для эмпирического выявления “внутренних условий” успешности деятельности. Практическая актуальность данной проблемы обусловлена тем, что высокий уровень ментальных ресурсов позволяет человеку демонстрировать высокие достижения, успешно справляться с требованиями жизни, совладать с разнообразными стрессами, испытывать удовлетворение собственной жизнью. Поэтому возникает запрос на разработку технологий, содействующих формированию индивидуальных ментальных ресурсов. В данном проекте изучение ментальных ресурсов осуществляется одновременно в трех направлениях: теоретико-фундаментальном, эмпирическом и прикладном. Соответственно в рамках исследования на 2014-1016 гг. запланировано решение трех основных задач: 1) разработка теории ментальных ресурсов; 2) разработка и реализация серии исследовательских программ для эмпирической верификации отдельных положений теории ментальных ресурсов; 3) разработка когнитивных технологий диагностики, мобилизации и развития индивидуальных ментальных ресурсов (прежде всего в сфере школьного и вузовского образования). За отчетный период (2014 г.) выполнено: I. Разработаны основные положения теории ментальных ресурсов: 1. Предложен новый подход к пониманию ресурсов субъекта: индивидуальные ресурсы рассматриваются как феномены ментального (умственного) опыта. Понятийный тезаурус предлагаемого подхода выглядит следующим образом: концептуальные структуры как системообразующий механизм в структуре интеллекта – способности (общие и специальные) – интеллектуальная компетентность – ментальные ресурсы на разных уровнях психической организации. 2. Проведена дифференциация понятий “резерв”, “ресурс” и “потенциал”. 3. “Ментальные ресурсы” как психические образования могут быть описаны набором следующих атрибутов: отнесенность к психическому уровню регуляции активности субъекта; представленность в индивидуальном ментальном опыте; актуальный характер психической регуляции; связь с продуктивностью деятельности в ситуации вызова; отнесенность к конкретной ситуации и конкретной задаче; устойчивость проявлений; принадлежность к содержательным характеристикам внутреннего мира человека. 4. Обоснована необходимость при изучении ментальных ресурсов использовать экспликативные методы, в том числе нарративный метод, позволяющий извлекать из ментального опыта субъекта представления (шире – концептуальные модели) о ситуации-вызове и средствах преодоления такой ситуации. 5. Система ментальных ресурсов построена по принципам иерархии и гетерархии, соответственно можно говорить о разных группах ресурсов с разными ресурсными функциями, таких как телесные (телесный образ–Я), эмоциональные, мотивационно-волевые, интеллектуальные, коммуникативные, ценностные (включая эстетические и духовные способности) ресурсы. 6. Ключевую роль в системе индивидуальных ментальных ресурсов играет процесс концептуализации, обеспечивающий анализ ситуации, ее категоризацию, объяснение и интерпретацию. Благодаря процессу концептуализации субъект наделяет объекты внешней (объектной, природной и социальной) среды и внутренней (интрапсихологической) среды ресурсным значением, приписывая им смысл (личностную значимость) и ценность (полезность) для достижения определенных (позитивных) результатов. 7. Системообразующим фактором в организации и мобилизации индивидуальных ментальных ресурсов являются интеллектуальные способности, среди которых ведущую роль играют понятийные способности. 8. В разных возрастах изменяются представления человека о собственных ресурсах, их состав и содержательная специфика. 9. В формировании и проявлениях индивидуальных ментальных ресурсов важное значение имеет социокультурный контекст. 10. К индивидуальным ментальным ресурсам относятся интрасубъектные, интерсубъектные и внесубъектные ресурсы. II. Осуществлена эмпирическая верификация отдельных положений теории ментальных ресурсов. Проведено 9 исследований, включая 1 докторское диссертационное исследование (Хазова С.А., защита в октябре 2014) и 3 кандидатских диссертационных исследований (Трифонова А.В., предзащита в декабре 2014): 1. Исследование проявлений ментальных ресурсов в разных возрастах (подростковый, юношеский, взрослый, пожилой возраста), состоящее из 17-ти серий (1220 человек в возрасте от 13 до 86 лет). 2. Исследование ресурсных функций понятийных и метакогнитивных способностей у младших подростков с разными формами дизонтогенеза (обобщение, интерпретация и подготовка к публикации результатов ранее выполненного исследования) (173 подростка в возрасте 11-12 лет). 3. Исследование взаимосвязи интеллекта, креативности и понятийных способностей как аспектов индивидуального интеллектуального ресурса с учетом реальных учебных достижений (160 старших подростков в возрасте 15-16 лет и студентов в возрасте 19-23 лет). 4. Исследование связи понятийных способностей с показателями интеллектуальной (учебной) компетентности, в терминах порождаемого текста (сочинения на свободную тему) в старшем подростковом возрасте (101 подросток в возрасте 15-16 лет) (первая серия). 5. Исследование ресурсных функций личностных свойств и интеллектуальных способностей по отношению к реальными творческими и учебным достижениями в старшем подростковом возрасте (72 подростка в возрасте 15-16 лет ). 6. Пилотажное исследование связей особенностей организации концептуальных структур с проявлениями интеллектуальной компетентности, в терминах показателей общих и специальных способностей, в подростковом, юношеском и взрослом возрасте (40 человек в возрасте от 16 до 55 лет). 7. Исследование ресурсных функций когнитивных стилей импульсивность/рефлективность и ригидность/гибкость познавательного контроля относительно успешности учебной деятельности (158 учеников младшего школьного возраста в возрасте 7-9 лет). 8. Исследование меры дифференцированности образа телесного Я в случаях дезадаптивного и антисоциального поведения (75 взрослых женщин, страдающих неконтролируемым перееданием, и 28 девушек в возрасте 16-18 лет, осужденных за убийство). 9. Исследование представлений о ресурсах профессионального становления у специалистов в профессиях разных типов – менеджеров, бухгалтеров, практических психологов и вузовских преподавателей психологии (161 человек в возрасте от 30 до 62 лет). На данном этапе исследований удалось установить ряд важных фактов, касающихся ресурсных функций различных интеллектуальных способностей относительно продуктивности разных видов жизнедеятельности в разных возрастах: 1. Ментальные ресурсы видоизменяются в разных возрастах (подростковом, юношеском, взрослом, пожилом возрастах), при этом изменяется мера востребованности, функциональное назначение и содержательная специфика интеллектуальных ресурсов. 2. У младших подростков с ДЦП, СДВГ и ЗПР к числу ментальных ресурсов, обеспечивающих интеллектуальную сохранность, относятся, во-первых, понятийные способности (прежде всего у подростков с детским церебральным параличом и синдромом дефицита внимания и гиперактивности) и, во-вторых, метакогнитивные способности (прежде всего у детей с ЗПР). Кроме того, важным компенсирующим фактором для младших подростков с особым типом развития является мера взаимодействия (интегрированности) понятийных и метакогнитивных способностей. 3. В старшем подростковом возрасте индивидуальный интеллектуальный ресурс может быть описан как синдром, характеризующийся закономерным сочетанием невербальной креативности (показатель “разработанность идеи”), понятийных (категориальных и концептуальных) способностей и аналитического интеллекта. 4. В старшем подростковом возрасте интеллектуальная (учебная) компетентность, в терминах порождаемого текста (сочинения на свободную тему), определяется особым видом понятийных способностей, а именно концептуальными (generative) способностями. 5. В старшем подростковом возрасте по отношению к творческим и учебным достижениям ресурсную роль играют личностные свойства, связанные с метакогнитивным и интенциональным опытом, а также долговременная семантическая память и вербальное понимание. 6. В младшем школьном возрасте ресурсные функции когнитивного стиля импульсивность/рефлективность по отношению к успешности учебной деятельности связаны со сформированностью механизма непроизвольного когнитивного контроля. У успешных билингвов ресурсную роль играют пространственные способности, а у успешных монолингвов – вербальные способности. 7. Дефицит дифференциации опыта телесности может приводить к поведенческим дисфункциям (пищевым нарушениям, телесным повреждениям) и антисоциальному поведению. 8. Ментальные ресурсы человека видоизменяются не только с возрастом, но и в связи с успешностью его профессионализации. III. Обоснованы и описаны когнитивные технологии диагностики, мобилизации и развития ментальных ресурсов: 1. Описаны психологические основы психодидактической технологии обучения математике (5-9 классы общеобразовательной школы), ориентированной на решение задачи интеллектуального воспитания учащихся средствами развивающих учебных текстов. 2. Разработана и апробирована когнитивная технология управляемого развития интеллектуальной компетентности, в основе которой – целенаправленное формирование концептуальных структур, релевантных предметной области деятельности. Подготовлен стимульный материал и программное обеспечение данной технологии для предметной области деятельности – химия. Получены эмпирические данные, подтверждающие эффективность данной технологии. Поставлена задача подготовки стимульного материала для разработки данной технологии применительно к другим предметным областям деятельности, прежде всего – технического творчества. 3. Разработан и апробирован рабочий вариант программы психолого-педагогического мониторинга интеллектуального и личностного развития младших школьников, состоящей из нескольких блоков: нейропсихологический статус, интеллектуальные способности, когнитивные стили, личностные свойства. 4. Разработана компьютерная программа “INT” (Идеографическое и Номотетическое Тестирование) диагностического комплекса (пилотажный вариант), позволяющая осуществлять гибкое конструирование тестовых заданий под запросы пользователя (разработчика когнитивной технологии) и реализовывать номотетический и идеографический подход к тестированию. Собран стимульный материал для компьютерной реализации авторского диагностического инструментария.
ЦИТАТА
Холодная, М.А. Способности как основа ментальных ресурсов в разные возрастные периоды: механизмы развития, когнитивные технологии диагностики и формирования / М.А. Холодная отчет по НИР № 14-28-00087 (Российский научный фонд)