Способности как основа ментальных ресурсов в разные возрастные периоды: механизмы развития, когнитивные технологии диагностики и формирования | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Способности как основа ментальных ресурсов в разные возрастные периоды: механизмы развития, когнитивные технологии диагностики и формирования

Холодная Марина Александровна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ
ГОД 2014
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Исследования ментальных ресурсов человека является приоритетной проблематикой современной мировой психологии, поскольку имеет прямое отношение к решению проблемы повышения качества человеческого (интеллектуального) капитала общества. Однако в научной литературе крайне мало данных о природе ментальных ресурсов, механизмах их формирования и своеобразии их проявлений в разных видах деятельности. Недостаточная операционализация термина «ментальные ресурсы», дискуссионность вопроса о специфике ментальных ресурсов в разные возрастные периоды, разрозненность эмпирических данных, недостаточная теоретическая обоснованность процедур диагностики и технологий их формирования обусловливает актуальность разработки теории ментальных ресурсов человека. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект, состоит в разработке теоретико-методологического подхода к изучению природы ментальных ресурсов человека (определение понятия "ментальные ресурсы", выделение его категориальных признаков, описание принципов и методов выявления индивидуальных ментальных ресурсов, проведение серии эмпирических исследований особенностей их организации в школьном, студенческом и взрослом возрастах, разработка когнитивных технологий диагностики и формирования индивидуальных ментальных ресурсов). В исследовании будут применяться оригинальные авторские (в том числе компьютеризированные) диагностические методики. Научная новизна проекта состоит в том, что впервые в психологии будет предложена оригинальная теория ментальных ресурсов человека, позволяющая описывать индивидуальные и типологические особенности, а также специфику и общие закономерности их формирования в разные возрастные периоды. Понятие "ментальные ресурсы" дифференцируются от понятий "резерв" и "потенциал"; ведущая функция индивидуального ментального ресурса связывается с повышением эффективности деятельности в трудных жизненных ситуациях, ситуациях достижений и ситуациях неопределенности, которые рассматриваются как ситуации вызова субъекту; будут описаны динамические процессы в системе ментальных ресурсов субъекта, связанные с ее функционированием: мобилизация, истощение, восстановление и развитие. В контексте процесса развития будет рассмотрена связь следующих феноменов: концептуальные структуры – способности (общие и специальные) – компетентность – ментальные ресурсы. Впервые будут описаны ресурсные функции способностей разного уровня (способность строить репрезентации собственного тела, когнитивные, понятийные, эстетические и духовные способности). Будет показано значение интеллектуальных способностей для организации и функционирования системы индивидуальных ресурсов в разных возрастах, их роль в «открытии» и создании новых ресурсов субъекта. Обосновывается новая идея о том, что в качестве системообразующего фактора (мегарегулятора) индивидуальных ментальных ресурсов выступает способность к концептуализации (категоризации, объяснению, интерпретации) происходящего (событий и собственных психических состояний). Будет теоретически и эмпирически описана природа концептуальных структур как основы общих и специальных способностей, а также интеллектуальной компетентности. Впервые будут описаны механизмы и закономерности формирования концептуальных структур в условиях специально организованной образовательной деятельности (на примере школьных курсов химии, физики и др.), изучено соотношение особенностей организации концептуальных структур с реальными творческими достижениями в профессиональной деятельности (на примере профессионалов-экспертов). Впервые на основе разработанной теории ментальных ресурсов будут предложены оригинальные когнитивные технологии диагностики и направленного формирования индивидуальных ментальных ресурсов.
ЦИТАТА
Холодная, М.А. Способности как основа ментальных ресурсов в разные возрастные периоды: механизмы развития, когнитивные технологии диагностики и формирования / М.А. Холодная // . – 2014. – С.
АВТОРЫ

Холодная Марина Александровна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

238
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE КРЕАТИВНОСТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2016 год

2014 год

2014 год