АННОТАЦИЯ
Проект посвящен теоретическому и эмпирическому анализу феномена эмоциональной подсказки. В теоретическом плане был проведен общий обзор по проблемам влияния подсказок на решение задач и по способам экспериментальной операционализации феномена подсказки при исследовании ее воздействия на эффективность решения задачи. Также произведена систематизация данных об экспериментальных способах включения эмоционального содержания в процесс решения задач и о влиянии эмоционального состояния на решение разного рода задач (интеллектуальных и творческих). Были сформулированы принципы подхода, реализуемого нами при исследовании феномена эмоциональной подсказки. Общий замысел подхода состоит в том, что в ходе решения задачи на определенном этапе испытуемому предъявляется эмоциональный сигнал (эмоциональная подсказка), который должен облегчить поиск правильного ответа. Феномен эмоциональной подсказки определяется нами как повышение успешности в решении задачи, когда испытуемый наблюдает проявление инсайтной ага-реакции другого человека, например, восклицание «Ага!». Эмоциональная подсказка характеризуется следующими особенностями: 1) является внешним воздействием, не связанным ни с эмоциональным состоянием человека, ни с возникающими у него в ходе решения задачи эмоциями; 2) не имеет отношения к основной задаче; 3) является кратковременным воздействием; 4) предположительно имеет неосознанный характер и непродолжительное действие. За весь срок выполнения проекта было проведено 4 исследования. В первом пилотажном исследовании был отобран стимульный материал (анаграммы и аудиозаписи), который использовался для проведения основных экспериментов. Во втором и третьем исследованиях был зафиксировано увеличение вероятности правильных решений анаграмм спустя несколько секунд после встречи с эмоциональной подсказкой. В этих экспериментах испытуемому, параллельно с решением каждой анаграммы, через наушники зачитывался текст. Для экспериментальной группы сюжеты текстов были подобраны так, что в середине процесса решения анаграммы предъявлялась эмоциональная подсказка – один из героев «рассказа» издавал эмоциональный возглас, наподобие «ага-реакции»: «А! Ясно!» или «О! Понял!» и т.п. Контрольная группа слышала те же самые тексты, но эмоциональные «ага-реакции» в них были заменены нейтральным содержанием. В двух экспериментах (различающихся временем, отведенным на решение анаграммы и моментом предъявления подсказки) нами были получены сходные результаты – кратковременное повышение успешности решения анаграмм через несколько секунд после предъявления эмоциональной подсказки. В четвертом исследовании эмоциональная подсказка предъявлялась визуально на экране компьютера, прерывая на короткое время процесс решения анаграммы. В ходе эксперимента велась запись кожно-гальванической реакции. На уровне тенденции показано, что показатели КГР в условиях с эмоциональной подсказкой превышают показатели КГР в контрольных условиях. Для объяснения феномена эмоциональной подсказки и стоящих за ним когнитивных механизмов был предложен ряд гипотез – гипотеза дополнительной активации, гипотеза когнитивного усиления, гипотеза инсайтной преднастройки, гипотеза эмоции как информации.
ЦИТАТА
Валуева, Е.А. Феномен эмоциональной подсказки: теоретический и эмпирический аспекты / Е.А. Валуева отчет по НИР № 11-36-00342 (Российский гуманитарный научный фонд)