Эмоциональный самоотчет как индикатор прогресса в решении инсайтных задач
Филяева О.В., Владимиров Илья Юрьевич
ТИП ПУБЛИКАЦИИстатья в сборнике трудов конференции
ГОД2017
ЯЗЫКRU
АННОТАЦИЯ
Инсайтные задачи характеризуются низкой осведомленностью решателя о его близости к нахождению ответа. В данном исследовании была предпринята попытка использовать эмоциональную оценку в качестве индикатора близости к ответу при решении инсайтных и алгебраических задач с помощью интервального самоотчета об эмоциональном состоянии испытуемых. Результаты показали, что эмоциональный отчет не связан с близостью к нахождению решения, повторяя результаты, полученные с помощью вербального самоотчета. Однако динамика изменения эмоционального статуса разнилась при решении инсайтных и алгебраических задач: инсайтные задачи провоцировали резкий негативный аффект незадолго до нахождения решения, но при этом вызывали значимо больший положительный аффект после нахождения решения. Результаты свидетельствуют о "невидимости" прогресса в решении инсайтных задач не только для когнитивных компонентов психики, но также и аффективных. Сильная аффективная реакция при решении инсайтных задач может являться механизмом подкрепления, стимулирующим лучшее запоминание сложного принципа решения таких задач
ЦИТАТА
Филяева, О.В. Эмоциональный самоотчет как индикатор прогресса в решении инсайтных задач / О.В. Филяева, И.Ю. Владимиров. В сборнике: Всероссийская конференция по когнитивной науке КИСЭ-2017. – 2017. – С. 542-545
В современных исследованиях, посвященных изучению инсайта, или феномена «внезапного озарения», остается открытым вопрос о специфичности механизмов инсайта. Одним из способов изучения специфики инсайта...
В данной работе рассматривается применимость метода корпусной разметки для исследования процесса инсайтного решения. Предлагаются признаки и события, проявляющиеся в поведении, разметка которых способ...
В соответствии с гипотезой Я.А. Пономарева, решение творческих задач проходит ряд последовательных стадий: от хорошо контролируемых и осознаваемых процессов оперирования на уровне алгоритмов до неосоз...
Одним из важных вопросов, связанных с творчеством, является дилемма специфичности ∕ неспецифичности психологических механизмов, лежащих в основе инсайтных решений задач. Главной целью настоящего иссле...