Эмоциональный самоотчет как индикатор прогресса в решении инсайтных задач
Филяева О.В., Владимиров Илья Юрьевич
ТИП ПУБЛИКАЦИИстатья в сборнике трудов конференции
ГОД2017
ЯЗЫКRU
АННОТАЦИЯ
Инсайтные задачи характеризуются низкой осведомленностью решателя о его близости к нахождению ответа. В данном исследовании была предпринята попытка использовать эмоциональную оценку в качестве индикатора близости к ответу при решении инсайтных и алгебраических задач с помощью интервального самоотчета об эмоциональном состоянии испытуемых. Результаты показали, что эмоциональный отчет не связан с близостью к нахождению решения, повторяя результаты, полученные с помощью вербального самоотчета. Однако динамика изменения эмоционального статуса разнилась при решении инсайтных и алгебраических задач: инсайтные задачи провоцировали резкий негативный аффект незадолго до нахождения решения, но при этом вызывали значимо больший положительный аффект после нахождения решения. Результаты свидетельствуют о "невидимости" прогресса в решении инсайтных задач не только для когнитивных компонентов психики, но также и аффективных. Сильная аффективная реакция при решении инсайтных задач может являться механизмом подкрепления, стимулирующим лучшее запоминание сложного принципа решения таких задач
ЦИТАТА
Филяева, О.В. Эмоциональный самоотчет как индикатор прогресса в решении инсайтных задач / О.В. Филяева, И.Ю. Владимиров. В сборнике: Всероссийская конференция по когнитивной науке КИСЭ-2017. – 2017. – С. 542-545
Проблема отсутствия объективных методов для изучения феномена инсайта - одна из центральных проблем современной психологии мышления. В данной работе в качестве такого метода был использован метод фикс...
В данной работе рассматривается применимость метода корпусной разметки для исследования процесса инсайтного решения. Предлагаются признаки и события, проявляющиеся в поведении, разметка которых способ...
Проблема латерализации психических процессов и механизмов мышления состоит в их комплексном характере, что существенно затрудняет вы деление специализированных зон мозгового субстрата, ответственных з...
В работе исследовалась роль межполушарного взаимодействия в решении мыслительных задач. Исследование проводилось на материале трех типов задач: инсайтной, квазиинсайтной и рутинной. В исследовании мы ...