Метакогнитивная регуляция решения творческих задач | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Метакогнитивная регуляция решения творческих задач

Коровкин Сергей Юрьевич
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
На завершающем этапе проекта проведенные исследования были направлены на проверку теоретической модели метакогнитивной регуляции решения творческих задач. Были проверены и подтверждены предположения о доступности эмоциональных и поведенческих признаков процессов решения внешнему наблюдению, о принципиальной доступности решения творческих задач сознательному управлению и о механизмах, лежащих в основе субъективных переживаний в результате обнаружения решения в виде ага-переживаний. 1. Согласно модели, процесс решения сопровождают эмоциональные переживания, выполняющие сигнализирующую функцию. Негативные переживания сообщают о нахождении в стадии тупика, а позитивные — о приближении к решению. В качестве стимульного материала использовались две инсайтные задачи: задача Захарова и задача «Сколько машин в гараже?». В связи с тем, что модель описывает взаимодействие когнитивных (изменение репрезентации) и аффективных (переживание негативных и позитивных эмоций) процессов для обеспечения возможности оценки аффективных проявлений использовался метод видеосъемки процесса решения (испытуемые давали письменное согласие на проведение процедуры съемки). На основе видеозаписей был создан мультимодальный корпус, который позволяет осуществлять разметку материала: помечать интересующие события, например проявление положительных эмоций, с сохранением временной метки. Информация о времени, на этапе анализа результатов, позволяет проследить динамику изменения количества и качества событий, происходящих в процессе решения задач. После проведения исследования по проверке основных положений модели процесса решения инсайтных задач и обработки результатов можно сделать следующие выводы относительно предположений модели о взаимодействии аффективных и когнитивных процессов в инсайтном решении. Во-первых, инсайтное решение сопровождается эмоциональными переживаниями, которые контролируют процесс изменения репрезентации. Негативные эмоции (чувство тупика) являются реакцией на отсутствие прогресса в решении задачи из-за использования изначальной (и неверной) репрезентации. Позитивные эмоции (ага-переживание) являются реакцией на случайным образом осуществленные действия, которые продвинули решателя значительно ближе к решению. Во-вторых, данные эмоции предшествуют осознанию решения. Они мотивируют либо двигаться в обнаруженном направлении (положительные эмоции) или начинать процесс поиска новой репрезентации (негативные эмоции). Более того мы продемонстрировали эффективность использования метода анализа мультимодальных корпусов из лингвистики в области решения инсайтных задач. Данный метод выглядит многообещающим и его следует использовать в дальнейших исследованиях. Метод обеспечивает возможность накопления феноменологического материала, который можно разметить все более детальным образом. Что может послужить базой для проверки различных гипотез, в том числе для оценки следствий из противоположных теорий. Работа была опубликована в Psychology. Journal of the Higher School of Economics (на английском языке), который находится в Q3 в системе Scopus https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-4-658-681. 2. Было проведено эмпирическое исследование ага-переживания как реакции на решения инсайтных задач, предъявляемые в различное время после начала. Одна из гипотез выстраиваемой модели роли метакогнитивных процессов в решении творческих задач заключается в том, что метакогнитивные чувства связаны с содержанием решения и сигнализируют о процессах, происходящих при решении задачи. Поэтому в данном эксперименте мы проверяли, отличаются ли метакогнитивные чувства испытуемых (прежде всего, ага-переживание) в зависимости от того, правильный или неправильный ответ им был предъявлен и в какое время это было сделано. Другой целью настоящего исследования было применение метода предъявления ответа на задачу (в отсутствии полного самостоятельного решения) для изучения метакогнитивных чувств. Материалом служили задачи из базы игры «Что? Где? Когда?». Задачи были отобраны по критерию однократного изменения репрезентации, то есть для правильного решения этих задач нужно единожды было существенно изменить своё представление о содержании задачи. Требование однократности смены репрезентации было добавлено для большей ясности анализа разных задач по единым критериям и для того, чтобы задачи были проще, и никто из испытуемых не отказывался от решения. В результате проведения экспериментального исследования ага-переживания как реакции на нахождение решения можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, ага-переживание при решении задачи связано как с неожиданностью найденного решения (отдаленностью его от первоначальной репрезентации), так и со степенью его соответствия условиям задачи. Было также обнаружено, что степень выраженности ага-переживания коррелирует с оценками «остроумности» решения, которое понимается нами в терминах необходимости смены репрезентации. В проведённом эксперименте мы смогли подобрать различные по степени остроумности ответы и продемонстрировали, что они влияют на оценки ключевого показателя инсайтности, смену репрезентации, и интегральную оценку ага-переживания. Самыми остроумными решающие считали ответы со сменой репрезентации, далее следовали ответы, не связанные с репрезентациями задачи, и как самые банальные оценивались ответы из изначальной репрезентации задачи. Во-вторых, время предъявления ответа не оказывает значимого влияния на оценки ага-переживания. В-третьих, самостоятельность решения задачи влияет на показатели шкал удивления и шкалы смены репрезентации, но, в целом, не влияет на ага-переживание, что можно заключить по интегральному показателю шкал ага-переживания. В-четвертых, интерпретируя то, что время предъявления ответа не влияет на ага-переживание, а тип ответа, напротив, оказывает значимое влияние, можно предположить, что первичная репрезентация задачи быстро появляется у решателя и остаётся устойчивой вплоть до появления ответа, меняющего её. Поэтому имеет значение только то, в рамках какой репрезентации появился ответ, а не то, сколько времени испытуемый думает над задачей. 3. Проведены эксперименты, направленные на изучение взаимосвязи между изящностью инсайтного решения и ага-переживанием, возникающим при реализации данного решения. Общая идея исследования состояла в том, чтобы продемонстрировать, что в основе связи изящности решения и ага-переживания лежит более глубокий механизм – кодировка решения в виде схем. Схема решения позволяет поместить решение целиком в рамки горизонта планирования, проверить соответствие найденного решения условиям задачи и увидеть решение внезапно, без пошагового приближения к цели. Схематичная форма решения является основой для хранения общего принципа решения. Для проверки этого предположения мы провели два эксперимента, в которых использовали задачу 10 монет. Данная задача допускает два возможных решения, одно из которых представлено в виде схемы, а другое описывается системой правил о последовательности действий. Это позволяет внутрисубъектно сравнить шкалы ага-переживания при нахождении двух типов решений, отличающихся «изящностью». В первом эксперименте просили испытуемых найти оба решения и оценить параметры ага-переживания и изящность решения в классической формулировке задачи. Во втором эксперименте использован сходный дизайн, но инструкция задачи включала в себя дополнительные условия в виде подсказок по преодолению источников трудности. Были получены результаты о связи метакогнитивных переживаний (изящности решения и ага-переживаний) при решении инсайтных задач со способами кодирования решений в форме схем. Эти результаты полностью соответствуют нашим ожиданиям и подтверждают наше исходное предположение о роли схем. Показан механизм, благодаря которому чувства инсайта могут отражать изящность решения, действующий как компонент процесса решения задачи. Основные выводы проведенных исследований состоят в том, что: 1) изящность является функцией схематизированное-сти решения: чем проще и схематичнее организовано решение, тем более изящным оно оценивается; 2) шкалы ага-переживания и общая степень инсайтности являются следствием нахождения схематизированного решения, которая позволяет поместить решение целиком в рамки горизонта планирования, проверить соответствие найденного решения условиям задачи и увидеть решение внезапно, без пошагового приближения к цели; 3) уверенность в решении определяется степенью соответствия между схемой решения и набором требований задачи. Ага-переживание инсайтности решения является следствием схематизированности решения, компактной упакованности решения в схему. Более схематизированное решение оценивается как более инсайтное, что проявляется в когнитивном измерении ага-переживании: компактная схема позволяет прослеживать путь к полному решению и оценивать правильность решения. Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Cognitive Psychology (Q2) https://doi.org/10.1080/20445911.2020.1847124.
ЦИТАТА
Коровкин, С.Ю. Метакогнитивная регуляция решения творческих задач / С.Ю. Коровкин отчет по НИР № 18-78-10103 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Коровкин Сергей Юрьевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

171
ИНСАЙТ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ INSIGHT
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2018 год

2018 год

2019 год

2017 год