АННОТАЦИЯ
На втором этапе выполнения проекта было проведено несколько экспериментов, направленных на выявление возможностей использование метакогниций для управления творческим процессом в виде решения инсайтных задач. Основная идея состоит в том, что чувства, возникающие при решении мыслительных задач, не просто являются эпифеноменальными реакциями на успех и неуспех в продвижении решения задачи, но и играют функцию маркеров перспективных и неперспективных путей решения. Благодаря этому неосознаваемые компоненты процесса решения задач становятся доступными для управления на сознательном уровне в виде метакогнитивных процессов. 1. Проведено экспериментальное исследование активизации метакогниций в процессе решения инсайтной задачи. Для этой цели была использована задача «Пять квадратов Катона». Мы ожидали получить положительный эффект влияния метакогнитивной обратной связи на процесс решения инсайтной задачи. Наши ожидания состояли в том, что эвристические подсказки помогут испытуемым в оценке имеющегося состояния задачи; целевого состояния, которого необходимо достичь; в понимании самоналоженных ограничений на решение и т.д. Было выявлено, что активизации метакогниций в форме эвристических метакогнитивных подсказок повышает эффективность решения инсайтных задач. Полученные результаты показывают, что эвристические подсказки оказывают значимое влияние на вероятность решения задачи «5 квадратов» по сравнению с простыми подбадривающими фразами. Это указывает на то, что вербальные воздействия на испытуемых для побуждения к анализу тех или иных затруднений при построении репрезентации играют большую роль, чем просто мотивация к продолжению решения. Число решивших задачу испытуемых за отведенное время в 15 минут в экспериментальной группе выросло более чем в два с половиной раза по сравнению с контрольной группой. В соответствии с нашими предположениями, эвристические подсказки могут быть использованы для высокоуровневого анализа и поиска источников затруднений в решении задачи, поиска конфликтных и противоречивых элементов в изначальной репрезентации, поиск податливых и сопротивляющихся изменению компонентов репрезентации. Использованные эвристические подсказки позволяют не только анализировать условия задачи, но и анализировать собственную репрезентацию и процессы, направленные на решения, тем самым актуализируя метакогнитивные средства анализа процесса решения задачи. Все это говорит о возможности использования высокоуровневых процессов решения инсайтных задач и демонстрирует возможности анализа конфликта задачи как средства изменения репрезентации через поиск противоречий между используемыми мыслительными схемами. На основе полученных данных мы можем сделать вывод о том, что для решения инсайтных задач намного более эффективно использование метакогнитивных подсказок, чем подбадривающих высказываний. Вероятно, подобный эффект связан с тем, что во время решения инсайтных задач не хватает обратной связи, помогающей ориентироваться в решении и оценивать прогрессивность совершаемых ходов. Метакогнитивные подсказки являются подобным инструментом. Они оказывают внешнюю регулировку решения в тех случаях, когда не хватает информации для внутреннего управления. 2. Было проведено экспериментальное исследование, нацеленное на выявление научения и переноса в решении задач, а также роли метакогниций и эвристик в формировании данного переноса. Был выявлен значимый эффект научения и переноса в решении инсайтных задач, а также роли метакогниций и эвристик в формировании данного переноса. Результаты данного исследования убедительно показывают наличие факта научения при длинной серии инсайтных задач. Данный эффект наблюдается в домен-неспецифических задачах, что мы и ожидали наблюдать, поскольку они не требовали приобретения нового специального декларативного знания, которое могло быть использовано для извлечения готового решения из памяти. Научение наблюдается несмотря на отсутствие обратной связи в виде правильных ответов, испытуемые только получали ответ – верно либо неверно решили задачу. Рост эффективности решения домен-неспецифических задач наблюдается благодаря выработке некоторых процедур решения, что косвенно подтверждается вербальными протоколами. В то же время, следует отметить слабоосознаваемый характер этого знания. Несмотря на то, что научение наблюдается только в домен-неспецифических задачах, мы не отрицаем того факта, что в домен-специфических задачах тоже может происходить научение. При их решении могут также вырабатываться структуры, эмансипированные от содержания, но то, что мы брали разные по требуемым знаниям задачи, создавало затруднения для использования декларативного знания при их решении. Мы предполагаем, что изучение научения в серии домен-специфических задач на материале конкретных областей знания может привести к еще более выраженному эффекту научения, поскольку перенос сможет опираться и на процедурную и на декларативную составляющую таких задач. Содержательный анализ протоколов вербальных отчетов о способах решения задач выявил значимый рост использования процедурных схем для решения задач в форме эвристик. Эти схемы являются основными эмансипированными структурами, используемыми при решении домен-неспецифических задач в данном исследовании. При анализе выделяемых испытуемыми эвристик мы выделили две основные группы – это удержание условий задачи в рабочей памяти и смена направления решения. Удержание условий задачи в рабочей памяти, по нашему мнению, требуется для поиска подходящей компактной структуры (схемы), которая бы учитывала все элементы задачи, а также для проверки подобранных решений. Смена направления решения представляет собой весьма общую эвристику, благодаря которой испытуемый может попытаться отказаться от изначально активированной репрезентации в пользу поиска новой, более подходящей схемы. Обе выделенные эвристики, по сути, представляют собой достаточно общие метаэвристики для управления своими когнитивными процессами, а не способами пошагового поиска решения. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что в решении серии инсайтных задач наблюдается научение, основанное на выделении эксплицированных от содержания задачи схем. Из-за высокого разнообразия задач, ключевую роль в научении решению инсайтных задач играют процедурные схемы в виде способов управления своими когнитивными процессами. 3. Было проведено исследование возможностей использования внешней обратной связи для фасилитации инсайтного решения в форме получения решателем адекватной обратной связи о продвижении к цели задачи. В соответствии с планом была проведена серия экспериментальных работ, направленная на выявление роли обратной связи в инсайтном решении. Исследование возможностей использования внешней обратной связи для фасилитации инсайтного решения выявило общий эффект влияния эмоциональной составляющей обратной связи, в то время как эффекта конгруэнтности обратной связи выявлено не было. Результаты свидетельствуют о том, что эмоциональная обратная связь оказывает влияние на процесс решения. Однако результат оказался неоднозначным. В первой серии фасилитирующий эффект оказала негативная обратная связь, во второй - позитивная. По всей видимости, это может объясняться различной степенью интенсивности положительных и отрицательных эмоциогенных стимулов. Возможно, негативный аудиостимул оказывается сильнее негативного изображения, а позитивный аудиосигнал слабее по интенсивности позитивного изображения. Таким образом, важным результатом оказывается также и влияние содержания эмоциогенного стимула (а не только его валентности) на процесс решения задачи. Отсутствие влияния конгруэнтности обратной связи на процесс решения говорит скорее о преобладании эмоционального компонента в сигнале обратной связи, нежели связи этого сигнала с правильностью конкретного хода. Это дает основания для предположения о задействовании иных механизмов при предъявлении эмоциональной обратной связи (например, индукция положительного/отрицательного эмоционального состояния испытуемого), нежели, собственно, метакогнитивный мониторинг приближения к цели. 4. Завершением второго этапа работы по проекту является разработка основных положений модели метакогнитивной регуляции инсайтного решения, которые будут верифицированы на итоговом этапе. Основные положения разработанной модели могут быть представлены в виде следующих утверждений. Невозможность использования инициальной (или сменившей ее) репрезентации приводит к переживанию ситуации как тупиковой и появлению недифференцируемых негативных эмоций по поводу сложившейся ситуации. Это описывается как возникновение события «тупик» и приводит к переключению из режима разработки в режим поиска. В свою очередь обнаружение в процессе поиска перспективной для решения репрезентации приводит к возникновению положительных эмоциональных переживаний, переживанию «ага», которое может быть описано как событие «озарение» и приводит к переключению из режима поиска в режим разработки. Мы формулируем ряд эмпирических следствий этой модели, которые могут быть проверены в результате анализа данных о последовательности эмоциональных и когнитивных событий инсайтного решения, полученных в ходе эмпирического исследования и систематизированных с помощью метода корпусов. Действия решателя могут быть прописаны как циклы, включающие в себя 4 стадии, которые сменяют друг друга в заявленной последовательности: 1. Решатель имеет устойчивую репрезентацию в пространстве и осуществляет руководимые ей целенаправленные познавательные действия. Эти действия ведут к продвижению (истинному или иллюзорному) в задачном пространстве. 2. Действия решателя перестают вести к прогрессу, они замедляются и повторяются. Ситуация переживается решателем как тупик и сопровождается переживанием негативных эмоций. Это ингибирует актуальную репрезентацию и ведет к запуску режима поиска. 3. Решатель осуществляет ненаправленную активность, пробные познавательные действия в пространстве задачи. Возникающие репрезентации сличаются с образом цели. 4. Обнаружение репрезентации, соотносимой с требованиями задачи, сопровождается переживанием озарения и положительными эмоциями, которые позволяют субъективно выделить и усилить этот вариант решения. Это запускает режим разработки. Запускается стадия 1. В случае если найденная репрезентация не ведет к решению, цикл повторяется. Предложенная модель требует эмпирической проверки, которая будет осуществляться в рамках третьего года проекта. По результатам исследований в рамках проекта созданы несколько скриптов для проведения экспериментов, в том числе для проведения онлайн-исследований. Участники проекта приняли участие в нескольких Всероссийских и международных конференциях, в том числе за рубежом: Conference of the European Society for Cognitive Psychology (ESCoP), The 60th Annual Meeting of Psychonomic Society, 6th Annual Meeting of the Society for the Neuroscience of Creativity. Подготовлена серия публикаций по результатам проекта, среди которых одна статья находится на стадии принятия в специальный выпуск журнала «Journal of Cognitive Psychology» (Q2).
ЦИТАТА
Коровкин, С.Ю. Метакогнитивная регуляция решения творческих задач / С.Ю. Коровкин отчет по НИР № 18-78-10103 (Российский научный фонд)