АННОТАЦИЯ
Центральная задача нашей работы состоит в изучении переноса научения: каким образом приобретенный ранее опыт решения задач влияет на приобретение опыта решения новых задач. В данной статье нами проведен литературный обзор основных подходов к определению понятия «перенос научения» (transfer of learning) в психологической и педагогической литературе. Каждый подход описан с точки зрения парадигмы и методологии, которая отражает представления о характере процесса научения у субъекта. К каждому подходу дана оценка возможностей и ограничений его использования в адаптивном обучении. Приведены примеры того, как в литературе по адаптивному обучению, с использованием цифровых технологий реализованы те или иные задачи и измерения, связанные с научением и переносом научения. Основной вывод по литературному обзору состоит в том, что перенос не может претендовать на роль объяснительного конструкта, данное понятие обозначает феномен и задачу изучения влияния ранее приобретенного опыта на новый. Изучение переноса научения сводится к изучению научения в ситуации переноса. Предложена собственная модель переноса научения и выдвинуты требования к возможным измеряемым цифровым следам. Новизна модели состоит в том, что для изучения переноса научения предлагается использовать системный подход и парадигму энактивизма по отношению к рассмотрению научения субъекта в терминах формирования индивидуального опыта, не прибегая при этом к классификациям типов задач или мыслительных процессов с позиции внешнего наблюдателя-эксперта, как это происходит практически во всех исследованиях. Исходя из предложенной модели выдвинуты методологические требования к тому, какие цифровые следы измерять и с какой позиции их изучать в рамках адаптивного обучения и проблемы переноса научения.
ЦИТАТА
Дятлова, О.В. Перенос научения: подходы к определению и возможности применения в адаптивном обучении / О.В. Дятлова, И.А. Эльман, Р.И. Кривоногов // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 5 (122). – С. 185-194