АННОТАЦИЯ
Большинство исследователей сходятся во мнении, что перенос при решении творческих задач не происходит или значительно затруднен. Однако ряд ученых выявляет наличие переноса по аналогии. Мы решили концептуально изменить подход к исследованию переноса в решении творческих задач, которые в нашем исследовании получили значение домен-неспецифических. В работах ученых замечается парадигма проверки подобных гипотез путем переноса с одной задачи на другую, мы же решили растянуть эксперимент во времени и провести лонгитюдное исследование, которое добавит в экспериментальную процедуру фактор «номера серии». С помощью лонгитюдного эксперимента в данной работе выявляется научение, которое подтверждает наличие переноса при решении задач вербального типа. Немаловажным остается проверка совместного влияния факторов «номера серии» и «типа задач». Типов задач в нашем исследовании было два: домен-специфические задачи - задачи, для решения которых необходимы специальные знания, и домен-неспецифические задачи - задачи, не требующие дополнительных знаний. Так, в данной работе было исследовано влияние типа предъявляемого материала и серийность его предъявления. Мы обнаружили эффект переноса и научения в решении серии творческих задач. При этом научение наблюдается только в творческих задачах, не требующих специфических знаний, что, по нашему мнению, связано с использованием эвристик и стратегий в решении творческих задач.
ЦИТАТА
Оганесян, В. Использование стратегий при серийном решении изоморфных задач / В. Оганесян, С.Ю. Коровкин. В сборнике: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. – 2019. – С. 403-407