Индивидуальные особенности и адаптация к школе у первоклассников с ОВЗ | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Индивидуальные особенности и адаптация к школе у первоклассников с ОВЗ

Виленская Галина Альфредовна
Герценовские чтения: психологические исследования в образовании
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
При исследовании контроля поведения как регулятивной функции субъекта было обнаружено, что среди типично развивающихся младших школьников можно выделить определенные типы детей, у которых по-разному организован контроль поведения (с акцентом на когнитивном или на эмоциональном его компоненте) (Виленская 2017). Это были дети, различающиеся по гибкости внимания и по успешности его распределения. Поскольку адаптация к школе и успешность обучения в ней зависит во многом от особенностей регуляции поведения, мы решили проверить, существует ли подобная типология среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В исследовании участвовали 25 детей-первоклассников с ОВЗ. Дети были разделены на группы по медианному критерию: гибкие-ригидные и успешно-неуспешно распределяющие внимание. По уровню адаптации к школе дети этих групп не различались, также не различались они по показателям интеллекта и контроля поведения. Однако связи контроля поведения и показателей адаптации к школе были в этих группах различны. У «гибких» детей только адаптация к программе и адаптация в поведении связаны с контролем поведения. Также с адаптацией к программе у них связан невербальный интеллект. У более ригидных детей почти все аспекты адаптации (кроме адаптации в поведении) связаны с контролем поведения, в то же время адаптация у них не связана с невербальным интеллектом. У детей с разной успешностью распределения внимания интеллект и контроль поведения служат ресурсами для различных аспектов адаптации, и дети, успешно распределяющие внимание на несколько признаков, имеют более разнообразные ресурсы адаптации, чем дети, затрудняющиеся в этом процессе. Дети с ОВЗ с различными индивидуальными особенностями используют для адаптации различные ресурсы, что необходимо учитывать учителям и психологам при работе с ними.
ЦИТАТА
Виленская, Г.А. Индивидуальные особенности и адаптация к школе у первоклассников с ОВЗ / Г.А. Виленская // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2020. – № 3. – С. 774-782
АВТОРЫ

Виленская Галина Альфредовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

151
КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2016 год

2019 год

2020 год

2020 год