Контроль поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и с типичным развитием
Виленская Г.А.
ТИП ПУБЛИКАЦИИстатья в сборнике статей
ГОД2019
ЯЗЫКRU
ЦИТИРОВАНИЙ2
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена сравнительному изучению контроля поведения и интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (N=25) и типично развивающихся (ТР) детей (N=38). Гипотеза о своеобразии развития контроля поведения у детей с ОВЗ (задержка психического развития) подтвердилась. Дети с ОВЗ не только имели более низкий уровень развития всех компонентов контроля поведения (когнитивный контроль, эмоциональный контроль, контроль действий), но и характеризовались иными связями контроля поведения с интеллектом по сравнению с ТР детьми. Интеллект у этих групп детей предположительно выполняет ресурсную роль для различных аспектов когнитивного контроля и для разных компонентов контроля поведения: для эмоционального контроля у детей с ОВЗ, и для контроля действий ТР детей. Также обнаружен различный характер связей внутри контроля поведения - меньшая интегрированность у детей с ОВЗ, показатели внимания как центр взаимосвязей и большая связность у ТР детей, организация контроля поведения вокруг показателей контроля действий и когнитивного контроля (планирования).
ЦИТАТА
Виленская, Г.А. Контроль поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и с типичным развитием / Г.А. Виленская. В сборнике: Методология, теория, история психологии личности. – 2019. – С. 358-366
Статья посвящена изучению контроля поведения и интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья как ресурсов для адаптации к обучению в школе. Исследование детей с задержкой психического развит...
Статья посвящена вопросу взаимосвязи в процессе развития таких субъектных функций, как понимание ментального мира (рассмотренное как модель психического и ее предикторы) и саморегуляции (рассмотренной...
При исследовании контроля поведения у дошкольников (50 детей 3-5 лет) была обнаружена положительная взаимосвязь различных компонентов контроля поведения и способности контролировать импульсивное повед...
В работе рассматриваются особенности контроля поведения у младших школьников (30 человек, Ме = 7 лет 9 мес). Для оценки когнитивного контроля применялись методика совмещения признаков Когана и «Ханойс...