АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию межполушарных и внутриполушарных межмодальных перешифровок, эффективность которых обусловливает вариативность математических способностей в юношеском возрасте. Предыдущие исследования авторов показали, что сочетание показателей асимметрий, отражающих неравнозначность полушарий голов- ного мозга в реализации моторных и сенсорных функций, сильнее связано с математиче- скими способностями, чем отдельные латеральные признаки. Это позволило предполо- жить, что математические способности связаны с межполушарным и внутриполушарным межмодальным взаимодействием, на произвольном уровне проявляющемся в способ- ности перешифровывать информацию из одной модальности в другую. В исследовании участвовали 78 здоровых человек в возрасте от 15 до 25 лет (18,2 ± 2,9), из них 24 юноши и 54 девушки с образованием не ниже основного общего (девять классов). Для измерения эффективности межполушарных и внутриполушарных межмодальных перешифровок использовалась авторская методика, описываемая в статье. Диагностика математических способностей проводилась с помощью теста на математические (арифметические, алге- браические, геометрические способности) «МААГС-2015». Обнаружено, что компоненты математических способностей связаны с эффективностью межполушарных и внутрипо- лушарных межмодальных перешифровок. Вариативность нескольких (от двух до четы- рех) перешифровок позволяет объяснить около четверти дисперсии математических способностей. Для математических способностей в целом наиболее существенной явля- ется эффективность перешифровок внутри правого полушария и из правого полушария в левое. Арифметические и алгебраические способности связаны с межполушарными и внутриполушарными межмодальными перешифровками сильнее, чем геометрические. При построении моделей бинарного выбора, предсказывающих наличие высоких или низких математических способностей, вероятность правильного решения составляет от 70 до 84% для разных компонентов математических способностей.
ЦИТАТА
Хохлов, Н.А. Межполушарные и внутриполушарные межмодальные перешифровки как фактор выраженности математических способностей в юношеском возрасте / Н.А. Хохлов, М.С. Ковязина. // Вопросы психологии. – 2017. – № 4. – С. 153-163