АННОТАЦИЯ
Цель публикации - познакомить читателей с некоторыми результатами реализации образовательного проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ), в соответствии с которым отбирается и разрабатывается содержание учебников и учебных материалов нового типа, способствующих развитию интеллекта у учащихся средних общеобразовательных школ и формированию у них универсальных учебных действий. Методы. С позиций психодидактического подхода анализируется опыт конструирования учебных текстов - традиционных справочно-повествовательных и организованных как диалог с учеником-читателем, ориентированных на понимание фактов и обретение умений рассуждать (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы). Аргументированно, в контексте «теории читателя» (reader-oriented theory), согласно которой ученик активно конструирует значения (понятия) в процессе чтения, доказываются преимущества специальных развивающих учебных материалов, составляющихся на базе «обогащающей» модели. Результаты. Описан процесс конструирования учебников и учебных материалов (учебных книг, практикумов, тетрадей для самостоятельной работы, компьютерных программ) нового поколения по математике для учащихся основной школы (5-9-х классов). Разработана психодидактическая типология развивающих учебных текстов и сформулированы требования к ним. Научная новизна. Особенность предлагаемых развивающих учебных текстов заключается в том, что они, будучи проекцией структуры научного математического знания, в то же время, во-первых, обеспечивают формирование основных компонентов ментального (когнитивного, понятийного, метакогнитивного, интенционального) опыта ученика и, во-вторых, создают условия для проявления индивидуальных познавательных стилей учащихся. Практическая значимость. Содержание учебников математики нового поколения, которое отвечает психодидактическим требованиям, способствует активизации индивидуальных интеллектуальных ресурсов выпускников школы, закладывает основы умения учиться, готовит детей к будущей инновационной жизнедеятельности, причем как профессиональной, так и личной и бытовой.
ЦИТАТА
Гельфман, Э.Г. Учебные тексты как средство интеллектуального развития учащихся в процессе обучения математике / Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная. // Образование и наука. – 2014. – № 8 (117). – С. 67-80