АННОТАЦИЯ
Объект исследования – процесс становления субъектной позиции детей, оставшихся без попечения родителей, в социально-педагогической системе. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия становления субъектной позиции детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях сообщества приемных семей. Методы исследования - анализ, опрос, интервью, педагогический эксперимент, включенное наблюдение, экспертные оценки. Научная новизна исследования - впервые изучен педагогический феномен сообщества приемных семей как социально-педагогической системы, выявлена специфика ее функционирования; обоснован принцип педагогической самоорганизации приемных семей в сообществе; раскрыта деятельностная сущность и основные методы обеспечения становления субъектной позиции; разработана и реализована модель педагогического обеспечения становления субъектной позиции детей в сообществе приемных семей; раскрыты особенности неформального взаимодействия взрослых и детей в совместной жизни; обоснованы педагогические условия эффективного функционирования модели обеспечения становления субъектной позиции; установлена положительная динамика становления субъектной позиции. Значение результатов исследования - выводы и предложения, представленные в работе, могут использоваться при проектировании и внедрении инновационных форм устройства детей-сирот; при подготовке родителей и специалистов к работе с детьми. Модель педагогического обеспечения становления субъектной позиции и условия ее функционирования способствуют повышению результативности воспитательной деятельности педагогов, социальных работников, организаций; разработаны и внедрены программы подготовки приемных родителей и специалистов.
ЦИТАТА
Становление субъектной позиции ребенка в условиях сообщества приемных семей / Ю.С. Любимцева, Э.Ш. Камалдинова, А.В. Волохов, М.Е. Кульпединова, А.Л. Журавлев диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, – 2012.