Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития

Александров Юрий Иосифович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2016
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В 2016 году, в соответствии с планом, было проведено экспериментальное изучение процессов дифференциации системной структуры индивидуального опыта, как на уровне поведенческих закономерностей, так и на уровне мозгового и нейронного обеспечения этих процессов, и были получены новые данные о закономерностях дифференциации опыта при научении, при реализации опыта разной степени дифференцированности, а также о закономерностях дедифференциации реализуемого при разных воздействиях опыта. Было дано теоретическое и экспериментальное описание регресса. В рамках задачи изучения разнообразия траекторий системной дифференциации были построены формальные описания структуры опыта. Установлена связь между составляющими структуры опыта, обеспечивающими реализацию стратегий в сравниваемых предметных областях, с различными, но пересекающимися по составу наборами индивидуально-психологических характеристик. В части проекта, посвященной изучению закономерностей дифференциации в социокультурном развитии, определены основания создания нового фундаментального психологического знания в исследовании через дифференциацию наиболее общих представлений о предмете и объекте исследования в каскаде альтернативных теоретических, исследовательских и статистических гипотез, а затем – через селекцию наиболее правдоподобных альтернатив на основании эмпирического исследования. В части проекта, направленной на выявление размерности структуры опыта, в результате анализа зарегистрированных в ходе исполнения проекта специализированных нейронов было построено распределение числа отношений элементов опыта, представленных в активности конкретного нейрона, для определения типа размерности структуры индивидуального опыта. Количество достоверно различающихся по активности пар поведенческих актов являлось показателем числа отношений элементов опыта, проявляющихся в активности данного нейрона, т.к. определенному отношению элементов опыта, один из которых специфический, а другой – реализующийся в данный момент, соответствует определенный закономерный уровень активности специализированного нейрона. В рамках задачи изучения механизмов интеграции отдельных клеток в систему на примере колоний микроорганизмов было показано, что поведение микробного сообщества (биопленки или колонии) определяется уровнем синхронизации осцилляций. Изучение временной организации электрических сигналов показало, что у одного и того же объекта регистрируются сигналы, создающие устойчивые структуры (паттерны); они устойчивы и повторяются в регистрациях у разных объектов одного и того же вида; один и тот же паттерн воспроизводится много раз у одного и того же объекта; у эволюционно разных существ обнаружены одинаковые по структуре паттерны; паттерн определяет уровень активности организма. Кросскорреляционный анализ выявил структуру “диалогов” между членами сообществ в разных локусах биопленки. В рамках задачи исследования закономерностей дифференциации нравственного поведения по отношению к людям различных социальных групп, в результате проведенного сопоставления ответов на дилеммы на разных этапах онтогенеза, было выявлено наличие достоверной динамики в дифференциации образа «чужого» по отношению к членам другой «семьи», «нации», «биосферы»: дети на более поздних этапах онтогенеза проявляют более справедливое отношение к «чужому», нежели на более ранних этапах онтогенеза. В рамках задачи выяснения особенностей организации активности мозга в зависимости от разной степени дифференцированности сформированного опыта была установлена сходная конфигурация связанных с поведением потенциалов при реализации одного и того же инструментального пищедобывательного поведения до и после дополнительного научения, что означает сходную динамику организации мозговых процессов в сравниваемых условиях, при этом найдены различия в амплитудно-временных параметрах колебаний, связанных с поведением потенциалов. В исследовании системной организации активности корковых нейронов при разной степени дифференцированности дефинитивного поведения было обнаружено, что у крыс, обученных двум сходным навыкам, но с разной историей обучения первому из них, паттерны специализации нейронов ретросплениальной коры, связанные с процентным распределением клеток, специализированных относительно систем нового циклического поведения и систем актов, приобретенных до обучения в экспериментальной клетке, достоверно не различаются. После многоэтапного обучения в последние по времени приобретения акты подхода и нажатия на педаль вовлекалось больше нейронов новых систем, в то время как у животных, обученных в один этап, реализация данных актов могла обеспечиваться в большей степени за счет вариативного состава нейронов, принадлежащих системам другого поведения, в том числе сформированного на предыдущих этапах индивидуального развития животных. В рамках задачи определения особенностей дифференциации индивидуального опыта у животных на разных этапах жизни было проведено сравнение паттернов активности (распределений нормированных средних частот) нейронов ретросплениальной коры у старых и взрослых крыс. При проведении попарного сравнения нормированных частот нейронов было обнаружено, что у старых животных меньше различающихся пар актов, чем у взрослых, т.е. в старости активность нейронов ретросплениальной коры при выполнении пищедобывательного поведения становится более равномерной. В рамках задачи изучения динамики системной дифференциации при формировании индивидуального опыта достижения поощрения и избегания потери преимущества мотивации избегания в отношении эффекта переноса научения, выявленное нами ранее при длинном интервале, при коротком интервале выявлено не было. Таким образом, был сделан вывод, что формирование поведения достижения или избегания характеризуются разной динамикой, что соответствует предположению о большей дифференцированности «негативного» домена опыта избегательного поведения по сравнению с «позитивным» доменом опыта достижения. C помощью математической модели формирования опыта был изучен эффект интерференции навыков. Показано, что при освоении решения задачи, близкой к имеющейся структуре опыта, происходит положительный эффект переноса навыка, а при освоении более отдаленной задачи – отрицательный эффект интерференции. В рамках задачи изучения «регрессивной» и «прогрессивной» системной дифференциации опыта субъекта на примере религиознго/духовного благополучия было показано, что признаки религиозного благополучия связаны с параметрами оценки опыта переживания психотравмирующей ситуации у испытуемых, которые находятся в фазе преодоления последствий психотравмирующего опыта. Травматический опыт характеризуется такой системной организацией, в которой преобладают и доминируют архаичные эмоциональные элементы. В посттравматический период субъект стоит перед необходимостью решения задачи по переработке и интеграции опыта переживания травматического события, что представляет собой процесс усложнения системной дифференциации, в ходе которого происходит увеличение и усиление влияния элементов сознания. В рамках задачи исследования системной дифференциации индивидуального опыта в норме и при патологии было обнаружено, что у людей, страдающих хронической головной болью напряжения, по сравнению с людьми, не страдающими хронической болью, замедляется ментальная реактивация негативного и нейтрального опыта, связанного с тактильными ощущениями, а также опыта, связанного с крайне негативными и нейтральными зрительными ощущениями и умеренно негативными слуховыми ощущениями. В рамках задачи исследования «регрессионной» дедифференциации при стрессе было установлено, что поведение субъекта принципиально не отличается при стрессах разного генеза и характеризуется стрессовой дедифференциацией, то есть регрессией к стратегиям поведения, характерным для более раннего, детского возраста. В задаче направленной дедифференциации под влиянием алкоголя было установлено, что острое введение алкоголя испытуемым в дозе 1 мл/кг не приводит к существенному изменению среднегрупповых оценок шкал, относящихся к генерализованным характеристикам индивидуальности. Было показано, что алкоголь тормозил совершенствование ответных действий (время ответов не сокращалось, ошибки не исчезали) и полностью блокировал эффект последовательности при выполнении сенсомоторной задачи. Анализ шкальных оценок по трем личностным опросникам у лиц в нормальном состоянии и при введении алкоголя показал, что алкоголь не приводит к генерализованным изменениям отношений компонентов в структуре индивидуальности, а влияет на процессы афферентного синтеза текущих действий. Последним влиянием можно объяснить эффект алкоголя на связанные с событиями потенциалы, с одной стороны, и на процесс совершенствования действий через угнетение учета результатов предшествующих действий, с другой. В исследованиях моральных суждений под влиянием алкоголя и без было установлено, что вариабельность моральных суждений в норме объясняется достоверным вкладом некоторых индивидуальных характеристик, в частности важное значение имеют пол и возраст человека: женщины и люди старшего возраста склонны к менее утилитарным моральным оценкам и чаще считают спасение большинства за счет жизни одного другого человека недопустимым. В рамках изучения процессов дедифференциации у животных в процессе формирования нового поведения под воздействием алкоголя выявлено, что при формировании второго, пищедобывательного навыка введение алкоголя «блокирует» активацию нейронов систем первого, питьевого навыка. Таким образом, было установлено, что под воздействием алкоголя меняется нейронное обеспечение процесса приобретения нового опыта, оцениваемое по числу клеток, вовлеченных в нейрогенетические изменения. В частности, меньше нейронов вовлекалось в этот процесс в тех областях, нейроны которых были вовлечены в приобретение первого навыка. За период 2016 года было опубликовано 8 статьей индексируемых в международных индексных системах (WoS и Scopus), а также вышло 17 публикаций, индексируемых в РИНЦ, что превышает планы на 2016 г. При этом опубликованная и вошедшая в отчет в прошлом году статья в Журнале Высшей Нервной Деятельности им. И.П. Павлова была отобрана для публикации в переводном индексируемом в Scopus журнале (Neuroscience and behavioral physiology, Springer New York Consultants Bureau) и вышла в 2016. Результаты, полученные в рамках данного проекта, в 2016 году были представлены на нескольких конференциях, в том числе на двух международных конференциях (тезисы не отражены в списке публикаций, поскольку сборники публикуются в сети и не индексируются упоминаемыми в отчетах системами). Также в рамках проекта опубликована 1 монография.
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития / Ю.И. Александров отчет по НИР № 14-28-00229 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

429
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2018 год

2014 год

2014 год

2015 год