Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития

Александров Юрий Иосифович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2015
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В 2015 году, в соответствии с планом, было продолжено экспериментальное изучение процессов дифференциации системной структуры индивидуального опыта, как на уровне поведенческих закономерностей, так и на уровне мозгового обеспечения этих процессов. Проанализированы процессы дифференциации опыта при научении, при реализации опыта разной степени дифференцированности, а также закономерности дедифференциации реализуемого при разных воздействиях опыта. В частности, к основным результатам в данный момент можно отнести следующие. В рамках задачи оценки разнообразия траекторий системной дифференциации в стратегическом поведении проведены серии экспериментов с решением стратегических задач. На основе протоколов выполнения заданий в модифицированной методике «Ход шахматного коня», а также результатов анкетирования испытуемых построены конкретные алгоритмы формального количественного описания структуры опыта в этой ситуации. В части проекта, посвященной изучению закономерностей дифференциации в социокультурном развитии, потребовалось проведение дополнительной теоретической работы для оценки универсальности системно-эволюционных принципов системной дифференциации для объяснения процессов развития научного знания. С этой целью проведен анализ зарождения и развития нового междисциплинарного научного дискурса – эволюционной эпистемологии, которая создавалась как единая теория индивидуального, научного и социального познания, основанная на эмпирических исследованиях. Специальное внимание уделено анализу формирования системно-эволюционных оснований методологии Я.А. Пономарева, составляющей обоснование методики «Ход шахматного коня», так как модификация этой методики является одним из центральных экспериментальных приемов изучения закономерностей системной дифференциации в стратегическом поведении. В рамках задачи выявления принципов построения структуры индивидуального опыта и определения типов размерности этой структуры по активности нейронов у животных в разнообразных формах поведения домена «приближение» (напр., пищевое поведение) и домена «избегание» (напр., оборонительное поведение) были проведены эксперименты, в которых активность нейронов цингулярной коры была зарегистрирована хронически вживленными тетродами. Было проведено статистическое сравнение доли достоверных различий в частоте активаций при сравнении выборок реализаций актов внутри одного домена и в парах актов из разных доменов опыта. Для нейронов, специализированных относительно пищедобывательного поведения, доля различий по активациям в рамках одного домена была достоверно выше доли различий в междоменных парах. Аналогичная достоверная разница была получена для нейронов оборонительной специализации. В рамках задачи изучения механизмов интеграции отдельных клеток в систему (неразрывно связанных с механизмами дифференциации (см., напр., в Александров, 2009)) на модели колоний микроорганизмов проводилась регистрация осциллограмм. Результаты анализа частотно-временных параметров электрической активности в таких популяциях клеток, позволяют сделать предположение о том, что существуют некоторые биологические постоянные, кодирующие генерацию электрических осцилляций. Были получены данные, показывающие, что уровень активности микроорганизмов зависит не от частоты генерации электрических осцилляций, а от их распределения во времени. Можно предполагать, что весь имеющийся у индивидов данного вида набор ритмов обусловлен эволюционно, а актуальный, реализуемый в данный момент частотный паттерн - текущим состоянием и реализуемым поведением. Также в 2015 году были продолжены экспериментальные исследования закономерностей актуализации индивидуального опыта разной степени дифференцированности. В рамках задачи исследования закономерностей развития нравственного поведения по отношению к людям различных социальных групп было проведено исследование развития нравственного поведения по отношению к представителям разных групп с использованием методики «Моральные дилеммы «свой»- «чужой»» при участии детей младшего школьного возраста 7-11 лет. Было установлено, что динамика становления нравственного отношения к членам «чужой» социальной группы различается на разных уровнях межгрупповых взаимодействий (семья, нация, раса и т.д.). В задаче исследования системной организации активности корковых нейронов при разной степени дифференцированности сформированного поведения были проведены эксперименты с регистрацией активности нейронов ретросплениальной коры у крыс, выполнявших пищедобывательное поведение после разных процедур обучения. Было показано, что после многоэтапного обучения в последние по времени формирования акты подхода и нажатия на педаль вовлекается больше нейронов новых систем, в то время как у животных, обученных в один этап, их реализация обеспечивается в большей степени вариативным составом нейронов, принадлежащих системам другого поведения, в том числе сформированного на предыдущих этапах индивидуального развития животных. Также проводится статистический анализ различий амплитуд и латенций пиков связанных с поведением потенциалов, а также сравнение этих показателей при разных формах обучения крыс одному и тому же поведению. В рамках задачи определения особенностей приобретения и актуализации индивидуального опыта (с разной степенью дифференцированности) у предварительно обученных пищедобывательному поведению старых крыс регистрировали импульсную активность нейронов ретросплениальной области коры во время реализации выученного поведения. Предварительные данные свидетельствуют, что у старых индивидов меньше доля нейронов, специфически связанных с формируемым в экспериментальной установке поведением, по сравнению со взрослыми. Эти данные указывают на то, что у старых индивидов дальнейшая дифференциация структуры опыта затрудняется, что приводит к снижению дифференцированности формируемых навыков. В рамках задачи изучения динамики системной дифференциации при формировании индивидуального опыта достижения поощрения и избегания потери с участием людей разных возрастных групп выполнен сбор экспериментальных данных, на основе которых вычислены индивидуальные показатели времени и точности выполнения заданий. Согласно полученным данным, формирование нового опыта достижения характеризуется ускоренным научением новому заданию, но менее выраженным эффектом переноса между заданиями, по сравнению с формированием опыта избегания. Полученные выводы соответствуют предположению о большей дифференцированности «негативного» домена опыта избегательного поведения по сравнению с «позитивным» доменом опыта достижения. В рамках задачи изучения системной дифференциации с помощью математической модели формирования опыта разной степени дифференциации была изучена эффективность реализации опыта разной степени системной дифференцированности – низкой и высокой. Было установлено, что в однозадачной среде наиболее эффективна низкая дифференциация структуры опыта, связанная с минимальным размером доменов опыта, а в многозадачной среде более эффективна несколько большая, но не большая дифференциация структуры опыта, с образованием доменов опыта небольшого размера. Показано, что большие размеры доменов опыта создают эффект интерференции во всех типах проблемных сред и резко снижают эффективность решения задач. В рамках задачи изучения регрессивной и прогрессивной системной дифференциации субъекта на примере религиозного/духовного благополучия было проведено исследование факторной структуры русскоязычной версии опросника MI-RSWB и исследование корреляционных связей между субшкалами MI-RSWB и показателями опросника NEO-FFI, служащего для оценки параметров пятифакторной модели, а также субшкалами опросника для оценки выраженности психопатологии SCL-90-R. Получены значимые корреляционные связи между параметрами NEO-FFI и MI-RSWB, как подтверждающие данные зарубежных исследований, так и отличающиеся от них. В рамках задачи исследования системной дифференциации индивидуального опыта в норме и патологии были проанализированы характеристики системной дифференциации индивидуального опыта, актуализируемого во внутреннем плане, у людей страдающих хронической головной болью напряжения. Оказалось, что наиболее интенсивные эмоции вызывает у людей актуализация опыта, связанного с обонянием, наименее интенсивные — актуализация опыта, связанного со слухом или с тактильными ощущениями, а вкус и зрение занимают промежуточное положение. Также было обнаружено, что самые позитивные эмоции вызывает у людей актуализация опыта, связанного со вкусом или со зрением, наименее позитивные эмоции — актуализация опыта, связанного со слухом, а обоняние и тактильные ощущения занимают промежуточное положение. В рамках задачи анализа направленной дедифференциации при стрессе были проведены эксперименты с актуализацией индивидуального опыта на фоне стрессовой ситуации. Были установлены различия в ответах людей при решении моральных дилемм в состоянии стресса и без стресса. Эти различия по сравнению с данными, полученными ранее при исследовании ответов на подобные дилеммы у детей разного возраста, свидетельствуют в пользу того, что стрессорный эффект может быть феноменологически описан как регрессия к более ранним формам поведения в процессе морального выбора, в основе которой – обратимая системная дедифференциация. В рамках задачи направленной дедифференциации под влиянием алкоголя были продолжены экспериментальные исследования с участием испытуемых в решении задачи сенсомоторного выбора и задачи решения моральных дилемм, а также исследования на животных, выполняющих пищедобывательный навык. Было установлено, что алкоголь не влияет на монотонные простые действия, где нет развернутого принятия решения, но подавляет последовательные действия, предваряемые таким решением, а также изменяет характеристики мозговой активности, выражающиеся в негативном сдвиге переднего фронта Р300 и снижении амплитуды его пика. При решении моральных дилемм была выявлена следующая закономерность: у испытуемых, в норме склонявшихся в сторону менее утилитарных оценок (нанесение вреда человеку для спасения других людей недопустимо), алкоголь был связан с увеличением утилитарности, а у испытуемых, в норме склонявшихся в сторону более утилитарных оценок (нанесение вреда одному для спасения пятерых допустимо) - c ее снижением. Таким образом, под воздействием алкоголя моральные оценки людей «сближаются», становятся более сходными. Вероятно, под воздействием алкоголя происходит «сглаживание» когнитивного компонента морального суждения, который во многом обусловлен индивидуальными особенностями. Данные, полученные на животных обучающихся после введения алкоголя, позволяют предположить, что под воздействием алкоголя процессы дифференциации предыдущего опыта происходят в меньшей степени по сравнению с нормой. Таким образом, в 2015 году, в соответствии с планом, получены новые данные о закономерностях дифференциации опыта при научении, при реализации опыта разной степени дифференцированности, а также о закономерностях дедифференциации реализуемого под разными воздействиями опыта. По данному проекту в 2015 году было опубликовано 5 статей в журналах, индексируемых в Scopus и/или Web of Science. Кроме этого, результаты данного проекта представлены в 7 публикациях, индексируемых в РИНЦ. Материалы, полученные в рамках данного проекта, были представлены на 7 российских конференциях и 1 зарубежной.
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития / Ю.И. Александров отчет по НИР № 14-28-00229 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

429
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2014 год

2016 год

2017 год