Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития

Александров Юрий Иосифович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2014
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В 2014 году в соответствии с планом были начаты экспериментальные исследования процессов дифференциации системной структуры индивидуального опыта, как на уровне поведенческих закономерностей, так и на уровне мозгового обеспечения этих процессов. В рамках задачи изучения разнообразия траекторий системной дифференциации в стратегическом поведении была проведена подготовка методического обеспечения эмпирического исследования с участием испытуемых. В частности, была осуществлена модификация методики «Ход шахматного коня». Также были разработаны и апробированы анкеты для получения стандартизованных сопоставимых описаний рефлексии испытуемыми стратегического поведения для двух методических процедур и методики для оценки индивидуально-психологических характеристик. Анализ полученного материала продемонстрировал принципиальную возможность проведения запланированного исследования, включающего весь набор методических процедур для изучения закономерностей системной дифференциации. В рамках задачи выявления принципов дифференциации структуры индивидуального опыта и определения типов размерности этой структуры по активности нейронов была проведена серия экспериментов по регистрации активности нейронов у животных в разнообразных формах поведения. Было обнаружено, что по активности специализированного нейрона элементы опыта в пределах одной формы поведения более тесно связаны (демонстрируют большую долю пар актов, связанных каким-либо отношением), чем элементы опыта разных форм поведения. В рамках задачи изучения механизмов интеграции отдельных клеток в систему (неразрывно связанных с механизмами дифференциации (см., напр. в Александров, 2009)) на модели колоний микроорганизмов было получено описание электрических ритмических событий (характерных для разных локусов колонии), свидетельствующие о синхронизации действий в определенных ситуациях. В рамках задачи исследования закономерностей развития нравственного поведения по отношению к людям различных групп было получено описание решений моральных дилемм на последовательных этапах раннего онтогенеза. Было выявлено запаздывание в развитии нравственного поведения по отношению к представителям другой биосферы (инопланетянам) по сравнению с членами остальных групп (семья, нация, раса, вид). В рамках задачи выяснения особенностей организации активности мозга в связи с разной степенью дифференцированности структуры было установлено, что связанные с поведением потенциалы при реализации одного и того же пищедобывательного поведения до и после дополнительного научения имеют сходную конфигурацию. Т.е. анализируемые нами параметры конфигурации потенциалов ЭЭГ не отражают разной степени дифференцированности опыта субъекта, что означает связь указанных параметров с теми показателями динамики организации мозговых процессов в сравниваемых условиях, которые остаются неизменными, несмотря на рост дифференциации. Вместе с тем, найдены различия в амплитудах и латенциях колебаний, связанных с поведением ЭЭГ-потенциалов, что находится в соответствии с высказанными выше предположениями и подтверждает гипотезу о различиях в составе элементов опыта, актуализирующихся и реализующихся в одном и том же поведении в зависимости от степени дифференцированности структуры опыта субъекта. В рамках задачи выяснения особенностей организации активности нейронных систем в зависимости от разной степени дифференцированности опыта было получено описание характеристик реализации имеющегося опыта и импульсной активности нейронов, лежащей в основе этой реализации. Полученные результаты указывают на существование различий в характеристиках специфической активности нейронов при формировании структуры опыта разной степени дифференцированности (при разном количестве этапов обучения). В рамках задачи определения особенностей приобретения и актуализации индивидуального опыта у животных разного возраста (с разной степенью дифференцированности уже существующей структуры опыта) было получено описание динамики поведенческих характеристик при обучении. Можно предположить, что степень дифференцированности уже существующей структуры опыта влияет на характеристики поведения при приобретении нового опыта. В рамках задачи изучения динамики системной дифференциации при формировании индивидуального опыта достижения поощрения и избегания потери было получено описание поведения испытуемых в двух заданиях. На основе этого описания были выявлены характеристики динамики научения (изменение скоростных и точностных характеристик, а также эффект переноса навыка) испытуемых разного возраста, позволяющие установить начальные уровни сложности заданий для разных возрастных категорий. В рамках задачи создания математической модели формирования опыта разной степени дифференциации был проведен анализ динамики дифференциации структуры опыта при обучении. Построена компьютерная модель формирования и актуализации элементов опыта при различной степени дискретности среды. Изучалась степень дифференциации структуры индивидуального опыта при обучении. Сравнивалась дифференциация структуры опыта при высокой и низкой дисперсии среды. Показано, что при высокой дисперсии среды формируется структура опыта как единый связный домен, и структура более дифференцирована, чем среда. При низкой дисперсии среды, напротив, структура опыта не образует единый домен, и оказывается менее дифференцированной. В рамках задачи изучения системной дифференциации субъекта на примере религиозного/духовного благополучия-неблагополучия был проведен теоретический анализ концепции религиозного/духовного благополучия и психодинамических подходов к проблеме религиозного переживания и духовности с позиций рассмотрения индивидуального развития как системной дифференциации. Кроме того, была получена оценка надежности шкал русскоязычной версии опросника MI-RSWB. Было установлено, что все субшкалы, за исключением «Трансцендентная надежда» и «Переживания смысла» обладают хорошими значениями параметров надежности. Параметры надежности указанных субшкал близки к удовлетворительным. Предполагается дальнейшее расширение выборки. В рамках задачи исследования системной дифференциации индивидуального опыта в норме и патологии были получены характеристики системной дифференциации индивидуального опыта у людей, страдающих хронической головной болью. В качестве указанных характеристик рассматривались интенсивность эмоциональных переживаний, их валентность, а также время, затрачиваемое на актуализацию поведения во внутреннем плане и оценку эмоций, связанных с актуализированным поведением. Для выявления затруднений в актуализации индивидуального опыта были собраны субъективные отчёты том, значения каких из предъявленных прилагательных участники не понимают и какие из прилагательных они не успели прочитать. Всего для анализа подготовлено 215 файлов с данными о временных характеристиках ответов и оценками эмоциональных переживаний. Предварительные результаты статистического анализа указывают на то, что при актуализации индивидуального опыта, связанного с различными органами чувств, различаются интенсивность и валентность эмоций, а также временные характеристики ответа. В рамках задачи «регрессионной» дедифференциации при стрессе были получены данные о динамике дифференциации образа «чужого» и описание процесса «дедифференциации» в стрессовой ситуации. Было установлено, что в реализацию нравственного поведения к членам чужой «биосферной» аутгруппы вовлекаются более поздно сформированные (соответственно, более дифференцированные) системы. Поэтому, как мы предполагаем, именно в этой дилемме наблюдаются статистически наиболее сильные различия между группой участников экспериментов, у которых индуцировался стресс и контрольной группой (без стресса): у участников экспериментальной группы предположительно затрудняется актуализация новых дифференцированных систем, вовлеченных в реализацию данного поведенческого акта – выбора в моральной дилемме. В рамках задачи «дедифференциаци» под влиянием алкоголя были получены данные о поведенческих характеристиках выполнения испытуемыми сенсомоторной задачи выбора в контрольном состоянии (без влияния алкоголя). Было показано, что в процессе тренировки выполнения задачи выбора время ответа на субъективно более вероятный сигнал достоверно сократилось. Это сокращение сопровождалось выраженным эффектом последовательности, т.е. зависимостью времени дифференцированного ответа от цепочки предшествующих действий. Также были начаты эксперименты по «дедифференциации» под влиянием алкоголя с участием испытуемых, решающих моральные дилеммы, и животных, выполняющих пищедобывательное поведение. Предварительный анализ данных, полученных в основной серии экспериментов, позволил описать паттерны моральных суждений участников эксперимента в норме и под воздействием алкоголя. Показана тенденция к увеличению утилитарности моральных суждений индивидов после принятия алкоголя по сравнению с нормальным состоянием: под воздействием алкоголя испытуемые оценивают нанесение вреда одному человека для спасения многих как более допустимое. Данный эффект алкоголя особенно ярко продемонстрирован увеличением пропорции крайних оценок типа «обязательно» в общем паттерне моральных суждений. В рамках данного проекта, было подготовлено 5 публикаций. Три из них опубликованы в изданиях, индексируемых в РИНЦ, а две приняты в печать в Психологическом журнале и в Журнале высшей нервной деятельности (оба журнала индексируются в Scopus и в Web of Science).
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития / Ю.И. Александров отчет по НИР № 14-28-00229 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

429
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2017 год

2018 год

2014 год