Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития

Александров Юрий Иосифович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ
ГОД 2014
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Основная цель данного проекта заключается в выявлении закономерностей динамики дифференциации системной структуры индивидуального опыта при научении и при использовании уже имеющейся структуры для обеспечения целенаправленного поведения индивидуумов. В последнее время признана актуальность и эффективность применения междисциплинарного подхода для решения наиболее крупных фундаментальных и прикладных проблем. Ранее К. А. Абульхановой, А.В. Брушлинским и Ю.И. Александровым (1996) были приведены развернутые аргументы в пользу того, что именно системная парадигма является наиболее эффективной теоретической основой для реализации комплексного подхода. В системной психофизиологии формирование новой системы, направленной на достижение полезного приспособительного результата, рассматривается как формирование нового элемента индивидуального опыта в процессе научения, а акт научения - как этап индивидуального развития. При рассмотрении развития рядом авторов были приведены аргументы в пользу того, что оно может быть рассмотрено как нарастающая дифференциация и сложность в соотношении индивида со средой (Александров 1989, 1995, 2006, 2011, 2012; Сергиенко 2006, 2009; Чуприкова 1997, 2009; Шмальгаузен 1982; Колбенева, Александров, 2010; Созинова и др., 2013; Знаменская и др., 2013; Alexandrov 1999, 2008; Alexandrov, Sams 2005; Tononi, Edelman 1998; Werner, Kaplan 1956; и др.). Вновь сформированные в процессе индивидуального развития, все более дифференцированные системы не заменяют ранее сформированные, а «наслаиваются» на них. Таким образом, индивидуальный опыт представляет собой структуру, образованную системами разного «возраста» и разной степени дифференцированности. Осуществление поведения обеспечивается не только посредством реализации новых систем, сформированных при обучении актам, которые составляют это поведение, но и посредством одновременной актуализации множества более старых систем, сформированных на предыдущих этапах индивидуального развития. Системогенез, лежащий в основе системной дифференциации, выступает как обеспечение новой интеграции отдельных клеток в функциональную систему («внутрисистемная» интеграция). При этом само вовлечение нейрона в систему — его специализация относительно формируемой системы — есть продолжение, новый шаг дифференциации клетки, начавшейся в раннем онтогенезе. «Межсистемная» интеграция связана с необходимостью модификации ранее сформированных систем при встраивании вновь формируемой системы в уже существующую структуру индивидуального опыта, т.е. необходимостью их взаимной «подстройки». Наконец, уже довольно давно были приведены убедительные аргументы в пользу того, что филогенетическое развитие, как и онтогенетическое, может рассматриваться как увеличение максимальной дифференцированности и числа систем у данного вида (см. Анохин 1949; Волохов 1968; Карамян 1970; Когхилл 1934; Шмальгаузен 1982; von Uexkull 1957; Werner, Kaplan, 1956) и что развитие культуры также характеризуется нарастанием дифференциации (Богданов, 1913-1917; Вебер, 1920/1990; Дюркгейм, 1911/1991; Сеченов, 1878/1943; Соловьев, 1896; подробно см. в: Александров, Александрова, 2009; Alexandrov, Alexandrova, 2007). Закономерность повышения дифференцированности, выявляемая при рассмотрении индивидуального развития как последовательности актов научения, наблюдается и при развертывании отдельного процесса научения, в результате которого увеличивается подробность, степень дифференцированности соотношения индивида со средой (Тихомиров, 1975; Швырков, 2006; Александров, 2006; Bechara et al. 1997; Alexandrov, Sams, 2005). Движение в сторону повышения дифференциации осуществляется не только при научении, но и в микроинтервалах времени: в процессе развертывания отдельного поведенческого акта (Александров, 1989; Flavell, Draguns, 1957; McCauley et al., 1980; Navon, 1977). Итак, во всех только что рассмотренных вариантах развития наблюдается общая закономерность: от низко дифференцированных систем к более новым, более дифференцированным системам. В э т о м с м ы с л е можно сказать, что онтогенез повторяет филогенез, научение повторяет онтогенез, а развертывание поведенческого акта повторяет научение. Конечно, масштабы времени перехода от сравнительно более низкой к высокой дифференциации в процессах фило-, онтогенеза, научения и реализации дефинитивного поведения различны: от годов до секунд и миллисекунд. Таким образом, принцип дифференциации может быть отнесен к наиболее общим законам развития. Задача настоящего комплексного многоуровневого исследования заключается в выявлении механизмов динамики системной дифференциации при формировании и актуализации индивидуального опыта в норме и патологии. Ранее подобные комплексные многоуровневые исследования процессов дифференциации в рамках единого проекта не проводились. Новизна отдельных подзадач, решаемых в рамках основной задачи проекта, описана ниже (см. пункт 4.4.). Решение проблемы дифференциации индивидуального опыта имеет большое значение для разработки многих областей знания: таких как психология развития (см., например, работы Е.А. Сергиенко и сотр.), психология и психофизиология интеллекта (см., например, работы М.А. Холодной и сотр., Д.В. Ушакова и сотр.), психофизиология (см., например, работы В.Б. Швыркова и сотр., Е.Н. Соколова, А.М. Черноризова и сотр.), когнитивных наук (см., например, работы К.В. Анохина и сотр., Б.М. Величковского и сотр., А.А. Кибрика и сотр., Т.В. Черниговской и сотр.), психосемантика (см., например, работы В.Ф. Петренко и сотр., А.Г. Шмелев и сотр.), психология человеческого бытия (В.В. Знаков и сотр.), и мн. др. Ее решение, как это следует из содержания отдельных подзадач, составляющих конкретную задачу проекта (см. ниже), будет способствовать разработке как фундаментальных, так и прикладных областей смежных наук. Решение указанной проблемы предполагается проводить в лаборатории (лаб. психофизиологии им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН), которая семь раз подряд признавалась ведущей научной школой РФ: «Системная психофизиология» (в 1997, 2000, 2003, 2006, 2008, 2010 и 2012 гг. – Гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ).
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Системная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития / Ю.И. Александров // . – 2014. – С.
АВТОРЫ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

429
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2018 год

2014 год

2015 год

2016 год