НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ PDF

Хохлов Никита Александрович, Словенко Екатерина Дмитриевна
Вестник Московского университета. Серия 14: Психология ВАК IF 1,116 RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 13
АННОТАЦИЯ
Актуальность. Неуспевающие школьники характеризуются сниженным уровнем развития высших психических функций (ВПФ) по сравнению с успевающими. В то же время отсутствуют однозначные данные о том, снижение каких функций наиболее специфично для неуспевающих школьников. Неизвестно, насколько сильно отдельные нейрокогнитивные дисфункции сказываются на успеваемости, и каковы возможности компенсации изолированных дефектов. Цели работы. Выявление нейропсихологических предикторов школьной неуспеваемости и оценка возможности детей и подростков нормально успевать в школе при наличии отдельных нейрокогнитивных дисфункций. Методика и выборка. Для изучения особенностей нейрокогнитивного развития проводилась нейропсихологическая диагностика. Оценивалось состояние 4 бытовых функций, 14 ВПФ, а также общий уровень нейрокогнитивного развития. Вычислялся индекс изолированности-множественности нейрокогнитивных дисфункций. Для оценки успеваемости (средний балл по всем предметам) проводилась беседа со школьником и его родителями, изучение тетрадей и дневников. Выборка: 427 человек в возрасте от 6 до 17 лет (11,7 ± 3), из них 292 мальчика и 135 девочек. Результаты. В 1-4 классах результаты нейропсихологической диагностики объясняют 24% дисперсии успеваемости, в 5-11 классах - 18%. При неуспеваемости преимущественно снижены мышление, внимание, слухоречевая память, а также общий уровень нейрокогнитивного развития. Среди бытовых функций сильнее всего снижена ориентация во времени. У неуспевающих учеников начальной школы возможно спонтанное развитие отдельных психических функций в процессе обучения. Единичные нейрокогнитивные дисфункции (в пределах 3) не приводят к снижению успеваемости. Выводы. Для неуспевающих школьников на фоне снижения общего уровня нейрокогнитивного развития наиболее специфичны нарушения мышления, внимания и слухоречевой памяти. Ведущим предиктором неуспеваемости в 1-4 классах является недоразвитие внимания, а в 5-11 классах - сниженный уровень мышления. Доступные компенсации изолированные нейрокогнитивные дисфункции не оказывают негативного влияния на успеваемость.
ЦИТАТА
Хохлов, Н.А. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ / Н.А. Хохлов, Е.Д. Словенко // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2020. – № 3. – С. 291-313
АВТОРЫ

Хохлов Никита Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

87
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2021 год

2021 год

2021 год

2022 год