АННОТАЦИЯ
В начале доклада будут сопоставлены определения революции и эволюции и предложено системно-структурное описание этих процессов развития, рассматриваемых как полюса единого континуума. Данное описание будет интерпретировано в терминах разрабатываемого нами системно-эволюционного подхода, описывающего развитие как цикл, включающий компоненты от структуры генома и эксперессии генов через поведенческую специализацию нейронов и структуру субъективного опыта к культурной специализации индивидов и структуре культуре, связанной со структурой геномов. Будут приведены данные, полученные при исследовании разных звеньев указанного цикла и относящиеся к процессам, занимающим разное положение на оси «революционно-эволюционного» континуума: данные, описывающие коэволюцию генома и культурной среды; кардинальные изменения структуры субъективного мира при появлении нервной системы в филогенезе; внутри-доменные «достройки» индивидуального опыта при научении, а также более глубокую реорганизацию опыта при формировании новых доменов, включающую этап регрессии («возврат в детство», т.е. этап обратимой системной де-дифференциации). Будет выделено общее в системном описании процессов разного уровня: от исторического до индивидуального развития и от формирования поведенческого акта (стадия научения) до его отдельной реализации (стадия развертывания сформированного поведения).
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. ГЕН-КУЛЬТУРНАЯ КОЭВОЛЮЦИЯ, НЕЙРО-ПСИХИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / Ю.И. Александров. В сборнике: Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме. – 2017. – С. 206