АННОТАЦИЯ
Второй год работы над проектом позволил решить многообразие задач, запланированных исследователями. Реализована верификация выявленных в прошлом отчетном периоде маркеров речевых намерений субъектов социальных медиа, что позволило осуществить методическое продвижение работы. Разработана экспериментальная методика понимания речевых интенций, которая предусматривает оценку их представленности в высказываниях, сформированных на основе аутентичных комментариев пользователей. Многоэтапная процедура исследования включала экспертную оценку и позволила отобрать для каждой из шести выбранных категорий интенций три базовых высказывания, не содержащих маркеров исследуемых интенций. Они расширены с добавлением одного и трех дискурсивных маркеров, что позволило сформировать три варианта бланков, содержащих по 18 высказываний: в первом представлены высказывания без маркеров, во втором – с одним маркером, в третьем – с тремя маркерами. Для увеличения вариантов выбора в список, помимо исследуемых, включены дополнительные категории негативных интенций. Для единообразия понимания бланки методики содержат фрагмент словаря интенций (категория интенции и ее описание). Согласно инструкции, респондент должен заполнить бланк того или иного вида, отметив в предложенном списке интенцию, явно выраженную в высказывании, и, при необходимости, еще одну интенцию, которая, по его мнению, также проявляется. Основной этап исследования по субъективному шкалированию высказываний реализован с участием 291 человека (77 мужчин и 214 женщин, студенты РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, РГГУ и ГАУГН). Анализ экспериментальных данных в полном объеме осуществлялся по нескольким линиям. Были подсчитаны частоты верного определения интенций для каждого варианта бланка и по каждой категории интенций в отдельности. При неверном опознании определялись частоты выбора иных категорий интенций. При сравнительном анализе индивидуальных данных для каждого респондента вычислялся индекс верного распознавания интенций: общий и по отдельным интенциональным категориям. Реализована статистическая обработка полученных данных с использованием пакета статистических программ IBM SPSS Statistics 23. Для оценки результатов работы экспертов применен коэффициент согласованности Флейса для номинальных переменных (x-kappa) и статистика отношения шансов (w). Полученные экспериментальные данные позволили продвинуться в разработке метода объективной оценки речевых намерений субъектов социальных медиа по дискурсивным маркерам. На основе проведенного анализа особенностей распознавания отдельных категорий интенций установлено, что лучше всего определяются интенции «выразить сомнение», «возразить» и «оскорбить», а хуже других категорий – «критиковать». Включение дискурсивных маркеров в целом улучшает опознание интенций, что согласуется с их пониманием как специфических регуляторов дискурса, уточняющих контекстную отнесенность сказанного. Эта тенденция выявляется не у всех исследуемых категорий, что обусловлено возможностью субъективного толкования высказываний и неоднозначностью контекста. Сопоставление дискурсивных маркеров по эффективности позволяет определить успешность распознавания разных категорий интенций. Некоторые категории интенций дискурсивно выделены: они уверенно определяются при различных маркерах («возразить», «выразить сомнение»). Вместе с тем установлены интенции, которые не обнаруживают дискурсивных маркеров, релевантных для их определения («критиковать», «обвинить», «высмеять»). Смешение категорий в случае неверных ответов респондентов позволяет судить о неязыковых факторах, включенных в определение интенций. Показано, что некоторые интенции («выразить сомнение», «возразить») смешиваются чаще с одной категорией, что сопряжено с их когнитивной близостью, другие («обвинить», «оскорбить», «высмеять») – с целым рядом интенций, что указывает на их размытость в обыденном сознании. Осуществлено дополнительное исследование дискурсивных проявлений интенций поддержания и развития дискуссии, выражающих нейтральную позицию субъектов социальных медиа. Описаны относящиеся к ним дискурсивные признаки: модальные и вопросительные наречия, эмотивные глаголы и глаголы мысли, указательные частицы и др., а также их комбинации. Выделены интенции, обнаруживающие специфические присущие им дискурсивные признаки («выразить мнение», «выяснить», «аргументировать» и др.). Определены дискурсивные маркеры, которые являются общими для ряда реализуемых интенций, таких как «предложить», «посоветовать» и т.п. Обнаружено, что интенции могут иметь не только качественные, но и количественные признаки реализации. Проблема дифференциации интенций возникает как между интенциями внутри нейтрального блока, так и на границе между нейтральным и негативным блоками. Интенции нейтрального блока реализуются на фоне выражения недовольства, критики и дискредитации, что свидетельствует о полифункциональности высказываний. Систематизация и обобщение накопленных данных позволили очертить группы однонаправленных интенций, выступающих ведущими интенциональными направленностями дискурса, и разработать эмпирическую типологию интенций, актуальных в социальных медиа, а также их речевых показателей. Она включает такие классы интенций, как «аргументация и ее развитие», «побуждение к действию / упреждение действия», «наррация», «дискредитация», «выступление против», «проявление своих эмоций, переживаний», «выражение негативной оценки». Концепция интенционального пространства дискурса как системы взаимосвязанных иерархически организованных структур может способствовать преодолению трудностей дифференциации отдельных категорий интенций. Положено начало изучению возможностей объективной оценки речевых интенций субъектов социальных медиа по дискурсивным маркерам на базе моделей и методов искусственного интеллекта. Проведена автоматическая оценка ряда интенций с помощью разработанного синтаксического анализатора. Обоснована необходимость укрупнения интенций посредством объединения их в группы, а также использования для автоматического обнаружения интенциональных категорий как соответствующих дискурсивных маркеров, так и параметров эмоциональной окраски дискурса. Достигнутый результат свидетельствует о возможностях автоматической оценки интенций и перспективности применения дискурсивных маркеров как индикаторов их реализации. На основе сравнительного анализа различных видов сетевого дискурса выявлены особенности интенционального пространства и акциональных характеристик дискурса социальных медиа. Определена преимущественная направленность пользователей на комментарии собеседников, совместное обсуждение и интерпретацию событий. Выделены интенции, нехарактерные для социальных медиа, такие как «попросить», «принести извинения», этикетные интенции. С учетом совокупности полученных данных осуществлена оценка дискурсивных средств выражения интенций в дискуссиях, обнаружившая обедненность репертуара по сравнению с другими контекстами, отсутствие перформативов, единичность случаев прямого обозначения своего эмоционального состояния и пр. Рассмотрены проявления полифункциональности высказываний, типовые для социальных медиа. Описан характерный феномен погруженности нейтральных интенций в контекст негативных в пределах одного комментария, где интенции нейтрального и позитивного плана реализуются на фоне интенций выражения недовольства, критики и дискредитации. Обобщением проведенных исследований выступает концепция речевых намерений субъектов социальных медиа и сформированные на ее основе практические рекомендации по оптимизации дискурсивной практики в социальных медиа.
ЦИТАТА
Павлова, Н.Д. Речевые намерения субъектов социальных медиа и их дискурсивные маркеры / Н.Д. Павлова отчет по НИР № 22-28-01511 (Российский научный фонд)