АННОТАЦИЯ
Статья посвящена экспликации методологических проблем эмпирического психологического исследования сетевых сообществ. Разнообразие теоретических представлений о сетевом обществе, конституирующих характер взаимодействий и отношений между участниками сетевого сообщества определяют проблему неопределенности объекта исследования: участники сетевого сообщества, функциональные сети, презентующие их взаимодействие и конкретные социальные медиа, определяющие характер взаимодействия в них. Другой методологической проблемой конкретного психологического исследования является многозначность конструкта «субъектность», индуцированная неопределенностью размера сообщества (численность от малой до большой социальной группы), что не позволяет использовать характеристики субъектности реальных сообществ, непосредственно связанные с их размером. В исследовании использовался дескриптивный анализ существующих концепций сетевого общества с целью выделения объекта конкретно-психологических исследования и сравнительный анализ концепций коллективного субъекта, позволивший выявить проблемы релятивизма конструкта «субъектность». Научная новизна исследования заключается в экспликации методологических проблем при психологическом изучении сетевых сообществ: неопределенность объекта исследования, релятивизм конструктов, описывающих свойства сетевых сообществ, выступающих в качестве предмета исследования и др. В статье предлагается подход к анализу субъектности сообщества, основанный на дискурсивной парадигме, где в качестве объекта исследования рассматривается контент сетевого сообщества, а субъектность, как предмет исследования базируется на ее дискурсивных признаках при условии верификации психометрической модели проявления дискурсивных маркеров в качествах коллективной субъектности.
ЦИТАТА
Воронин, А.Н. Методологические проблемы исследования субъектности сетевых сообществ / А.Н. Воронин. // Психология и психотехника. – 2019. – № 3. – С. 1-14