Речевые намерения субъектов социальных медиа и их дискурсивные маркеры | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Речевые намерения субъектов социальных медиа и их дискурсивные маркеры

Павлова Наталия Дмитриевна
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Первый год работы над проектом позволил решить все задачи, запланированные исследователями на этот период. Изучен большой массив сетевого контента, который позволил создать эмпирическую базу текстов (46 сообщений, 1835 комментариев), собранных на различных интернет-площадках. Тематика сообщений, опубликованных в период 2015-2022 гг., касалась актуальных вопросов жизни города, повседневных проблем семьи, новостей культуры, резонансных социальных и политических событий, а также проблем, связанных с пандемией COVID-19. Собранный эмпирический материал проанализирован вручную по методу интент-анализа, позволяющему оценить психологическое содержание речи и реконструировать актуальные намерения субъектов общения, в том числе, сопряженные с процессом взаимодействия. Статистическая обработка его результатов осуществлена с использованием программного пакета Statistica 12. Эмпирическая типология, предусматривающая выделение трех групп интенций: позитивных, нейтральных и негативных, позволила описать интенциональное пространство дискурса социальных медиа, составляющее его психологическую основу. Оно представляет собой целостную интенциональную структуру, включающую 51 категорию интенций, которые отражают актуальные речевые намерения субъектов социальных медиа, наиболее частотны их них - “оскорбить”, “выразить мнение”, “высмеять”, “сообщить”, “критиковать”, “выразить иронию”. Установлено количественное соотношение нейтральных, позитивных и негативных интенций: в сетевом дискурсе нейтральные аналитические интенции выяснения и представления мнений наиболее разнообразны, однако превалируют в нем интенции негативной направленности, которые по частотности в 1.5 раза превышают нейтральные и в 4.5 раза позитивные интенции, что говорит о потенциальной конфликтности и эмоциональной окрашенности социальных медиа. Сравнительный анализ исходных сообщений и последующих обсуждений обнаруживает тенденцию изменения интенционального содержания дискурса от относительно нейтральных по тону постов к доминированию интенций негативной направленности в процессе дискуссии. Вместе с тем осуществлено методическое продвижение исследования. Для дополнительной характеристики наиболее представительной группы негативных интенций разработана шкала их интенсивности, в основу которой положена оценка настоятельности намерения говорящего. С использованием данной шкалы осуществлен сравнительный анализ интенсивности реализованных в дискурсе негативных интенций: выявлено преобладание интенций блока дискредитации, обладающих наибольшей интенсивностью; негативные намерения меньшей интенсивности (выступить против; дать негативную оценку; обнаружить свои эмоции) проявляются реже. Сдвиг в сторону негативных интенций отмечается в обсуждениях разной тематики. Интернет-дискуссии имеют контекстную специфику: наиболее категоричные и интенционально несбалансированные, с доминированием интенций дискредитации, разворачиваются при обсуждении социально значимых событий; более компромиссные, в которых чаще учитываются позиции собеседников, а интенции дискредитации сбалансированы стремлениями дать негативную оценку, выступить против, поделиться эмоциями и переживаниями, – при обсуждении повседневной тематики. В дискурсе социальных медиа выделяются относящиеся к взаимодействию пользователей интерактивные объекты и топик-объекты, связанные с рассматриваемой темой. Дана оценка модификации референциальных объектов в ходе обсуждения постов, содержащих информацию из официальных источников, и постов, отражающих мнение пользователей. В процессе коммуникации число референциальных объектов увеличивается, и на первый план выходят интерактивные объекты – «Собеседник», «Я», «Сообщество», которые присутствуют в каждом обсуждении. Обнаруживается сходство интерактивных объектов в обсуждениях различной тематики, что свидетельствует об общности коммуникативной структуры дискурса. Топик-объекты, задающие тему дискуссии («Россия», «Семья», «Прививка» и др.), отражают специфику интернет-обсуждений. В структуре топик-объектов доминируют негативные интенции; структура интерактивных объектов разнородна и может обнаруживать как превалирование нейтральных (объект «Сообщество») или позитивных интенций (объект «Я»), так и равномерную представленность интенций негативного и нейтрального характера («Собеседник»). Сопоставление результатов сентимент-анализ с данными интент-анализа позволяет заключить, что при согласованности данных о преимущественно негативной эмоциональной окрашенности онлайн-дискуссий интенциональный подход дает возможность определить актуальные намерения субъектов общения и разобраться в составе негативных оценок, их мотивационно-регуляционной природе и коммуникативном назначении. Большие возможности метода интент-анализа в изучении тонкой организации дискурса соседствуют, однако, с трудоемкостью многоэтапной процедуры экспертной оценки материала. Это ставит вопрос объективной оценки речевых намерений, что в перспективе может стать основой создания технологии их автоматического анализа. Начата разработка подхода к объективной оценке речевых намерений субъектов социальных медиа. На основе анализа существующих данных об интенциональной составляющей дискурса обоснован вывод о том, что в социальных медиа роль непрямых выражений снижена спонтанностью включения участников, направленностью на самовыражение, экспрессивностью, распространением прецедентных феноменов (мемов). Для определения объективных показателей речевых намерений осуществлена адаптация методов психолингвистического анализа. Обнаружены контекстно обусловленные маркеры намерений коммуникантов, представленные лексическими, семантическими, графическими и пунктуационными средствами. Широкое употребление имеют жаргонизмы, неологизмы, указательные местоимения и частицы, разбиение предложения на смысловые фрагменты, умножение восклицаний и пр. Сравнительный анализ данных, касающихся способов выражения речевых интенций в разных условиях коммуникации, показал, что многие варианты их выражения, присущие другим сферам коммуникации, — использование перформативной формы глагола, прямое обозначение своего эмоционального состояния и др., в социальных медиа не представлены. Выделены типовые “формулы” реализации интенций негативной направленности. Показано, что в общем случае для передачи интенции важно сочетание дискурсивных проявлений, что подтверждает тезис о полиинтенциональности высказываний, в которых намерения коммуникантов, как правило, выступают в окружении других интенций. Выявлена необходимость определения набора маркеров, надежно дифференцирующих интенции между собой. Получила развитие техника изучения понимания речевых интенций, сочетающая процедуры экспертного интент-анализа и субъективного шкалирования высказываний респондентами. Разработанная экспериментальная методика оценки понимания высказываний позволяет верифицировать установленные показатели речевых намерений субъектов социальных медиа. На основе моделирования аутентичных комментариев пользователей разработан набор экспериментальных высказываний, содержащих дискурсивные маркеры пяти наиболее частотных категорий интенций. Сформулированы относящиеся к каждому высказыванию экспериментальные гипотезы, разработана форма бланка и шкалы, по которым респонденты должны оценить представленность интенции в высказывании. При апробации экспериментальной процедуры выявлены сложности в распознавании категорий интенций с частично совпадающим набором речевых маркеров. Сделан вывод о необходимости моделирования высказываний, содержащих различные комбинации маркеров, для проведения основного этапа исследования, что позволит проверить гипотезу о важности сочетания дискурсивных проявлений для передачи интенционального состояния коммуниканта.
ЦИТАТА
Павлова, Н.Д. Речевые намерения субъектов социальных медиа и их дискурсивные маркеры / Н.Д. Павлова отчет по НИР № 22-28-01511 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Павлова Наталия Дмитриевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

177
ИНТЕНТ-АНАЛИЗ ДИСКУРС INTENT-ANALYSIS
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год

2019 год

2019 год

2020 год