АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования социальной компетентности в подростковом возрасте определяется, с одной стороны, значимостью ее для адаптации в обществе: результаты исследований рассматривают социальную компетентность в подростковом возрасте как предиктор психологического благополучия во взрослой жизни (Romppanen et al., 2021; Bornstein et al., 2010; Burt et al., 2008). С другой стороны, существующей в данный момент раздробленностью исследований отдельных факторов социальной компетентности, не принимающих во внимание их совместное влияние на социальное функционирование подростков в сензитивный период развития их компетентности (Hughes, Devine, 2015; Miller et al., 2018; Sterrett et al., 2011). Наше исследование направлено на восполнение этого пробела путем комплексного изучения факторов, могущих оказывать значимое влияние на социальную компетентность в подростковом возрасте. Поскольку различия в социальной компетенции подростков могут объясняться как внутренними факторами (индивидуальными различиями в развитии когнитивных способностей и личностных черт), так и влиянием внешней среды (социальная поддержка со стороны значимых взрослых и сверстников, климат в классе), то необходимо их совместное изучение. Анализ совместного влияния внутренних и внешних факторов обеспечит понимание ресурсных возможностей модели психического и саморегуляции, с одной стороны, и социальной поддержки ближайшего окружения - с другой, для становления социальной компетентности в подростковом возрасте. Исследования предикторов и факторов, влияющих на успешность социального функционирования в сензитивный период развития социальных навыков, которым и является подростковый возраст, будет способствовать пониманию природы социальной компетентности, что важно в том числе для разработки программ вмешательства. В работе будут использованы различные источники оценки социальной компетентности детей и подростков, позволяющие, с одной стороны, оценить позитивные аспекты социального функционирования путем оценки принятия сверстниками и оценки социальных способностей с точки зрения учителей. С другой стороны, выявить возможные негативные аспекты, путем привлечения к оценке проблемного поведения подростков их родителей и классных руководителей, а также учета самооценки просоциального и проблемного поведения. В исследовании планируется участие 200 подростков 12-15 лет, их родителей и классных руководителей.
ЦИТАТА
Лебедева, Е.И. Внутренние и внешние факторы социальной компетентности в подростковом возрасте / Е.И. Лебедева // . – 2025. – С.