Ранние предикторы возникновения модели психического и их связь с развитием саморегуляции | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Ранние предикторы возникновения модели психического и их связь с развитием саморегуляции

Виленская Галина Альфредовна
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2014
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Целью данного исследования является проверка гипотезы о том, что модель психического, которая сложится у ребенка к 5-6 годам, может быть предсказана его уровнем понимания ментального мира и особенностями саморегуляции (контроль поведения) в более раннем возрасте (3-4 года). В результате исследования была сформирована экспериментальная схема, позволяющая последовательно изучать развитие способности к пониманию ментального мира и к саморегуляции на протяжении всего дошкольного возраста. Было проведено лонгитюдное исследование, посвященное изучению соотношению развития понимания ментального мира и саморегуляции (контроля поведения). В исследовании принимал участие 51 ребенок (29 девочек), посещавший детские сады г. Москвы, в возрасте 36-64 мес. (М=51, SD=6,6). Исследование проводилось в 3 этапа: на 1м этапе обследовались дети в возрасте 3-4 лет, на 2м – эти же дети в возрасте 4-5 лет, и на 3-ем – они же в возрасте 5-6 лет. Для оценки понимания ментального мира использовались задачи на понимание визуальной перспективы, понимания желаний человека по их внешним проявлениям в поведении и понимания источника знаний детьми, а также задачи на понимание неверных мнений (аналог «Салли-Энн теста»), понимание ошибочности собственных ложных убеждений и ложных убеждений других людей, понимание обмана и неверных мнений в сказках. Для оценки контроля поведения применялись задача «День-Ночь» (детский аналог теста Струпа), задача с «отсроченным вознаграждением», субтесты «Словарный» и «Кубики Кооса» детского теста Векслера, ряд проб из моторной шкалы теста Бейли (BSID-2), шкалы Озерецкого, задания из батареи нейропсихологического обследования А.Р. Лурия, тест тревожности Теммл-Дорки-Амена, а также опросник на эмоциональную регуляцию для родителей (Vithlani, 2010). Для контроля уровня интеллектуального развития применялся тест «Нарисуй человека» Гудинаф-Харриса (Бурменская, 1999). Основные результаты и выводы исследования: Подтверждается гипотеза о том, развитие понимания неверных мнений происходит неравномерно: сначала дети начинают понимать собственные неверные мнения, и только потом могут приписать неверные мнения другому человеку. Между 3 и 5 годами происходят качественные изменения и в контроле поведения и в понимании ментального мира, но они имеют несколько разные строки: скачок в развитии контроля поведения наблюдается между 3 и 4 годами, а в развитии модели психического – между 4 и 5 годами. На протяжении развития контроля поведения от младенческого возраста до среднего дошкольного обнаружен волнообразный характер связей между компонентами контроля поведения (когнитивным контролем и контролем действий, с одной стороны, и эмоциональным контролем – с другой). Можно предположить, что контроль действий к этому возрасту уже сложился именно в качестве контроля действий, т.е. собственно контролирования движений, возможности строить последовательность движений, управлять движениями обеих рук, действовать по моторному образцу и пр. Это подготавливает почву для развития волевого контроля, переход к которому от контроля действий, видимо, и происходит в возрасте 4-5 лет. Выявлены компоненты контроля поведения, предсказывающие развитие модели психического: наиболее существенными оказываются такие компоненты, как когнитивный контроль (через опосредующую роль речи и невербальный ментальный возраст как ее показатель) и контроль действий. Как когнитивный контроль, так и контроль действий в 3 года может предсказать уровень понимания ментального мира в 4 года. Косвенным доказательством того, что имитация (составляющая основу предлагаемых детям моторных проб) действительно может являться одним из ранних предикторов понимания ментального мира могут служить данные о трудностях с имитацией движений у детей с расстройствами аутистического спектра, как группе с дефицитом развития модели психического (Rogers et al., 1991). Таким образом, между 3 и 5 годами уровень развития модели психического связан с развитием вербального интеллекта, что может свидетельствовать о важности роли речи и речевого опосредования для успешного становления модели психического. Тревожность как показатель эмоционального контроля, способствуя повышенному вниманию детей к социальным маркерам желаний, намерений и пр. других людей, приводит к более быстрому становлению модели психического между 3 и 4 годами. Надо отметить, что результаты моторных проб в 3 года предсказывают и развитие модели психического в 5 лет, то есть эта связь достаточно устойчива. Контроль импульсивности развивается раньше, чем понимание ментального мира, что является аргументом в пользу того, что развитие саморегуляции является ключевым для понимания ментального мира Другого. Полученные результаты были представлены и обсуждены на ряде всероссийских научных конференций и могут быть рекомендованы для внедрения в работу специалистов по психологии развития и возрастной психологии. Основные задачи проекта выполнены, однако обнаруженные закономерности требуют дальнейшего углубленного исследования.
ЦИТАТА
Виленская, Г.А. Ранние предикторы возникновения модели психического и их связь с развитием саморегуляции / Г.А. Виленская отчет по НИР № 12-06-00785 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Виленская Галина Альфредовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

140
КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КОГНИТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2012 год

2014 год

2015 год

2017 год