Роль контроля поведения в успеваемости и социальной компетентности младших школьников | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Роль контроля поведения в успеваемости и социальной компетентности младших школьников

Виленская Галина Альфредовна
Теоретическая и экспериментальная психология ВАК IF 0,485
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Актуальность. Способность к саморегуляции играет важную роль в школьной успешности детей - их успеваемости и социальной компетентности. Однако в настоящий момент о конкретных аспектах саморегуляции, вносящих вклад в те или иные компетентности, известно еще недостаточно. Цель. Выявить вклад контроля поведения как субъектной регулятивной функции в успеваемость младших школьников и в их социальную компетентность. Методы. Опросник BRIEF для оценки контроля поведения, социометрия для оценки социальной компетентности, дополнительно - анкета для учителей, направленная на выявление отношения учителя к ребенку как фактора, который тоже может влиять на исследуемые переменные. Выборка. 75 детей 9-10 лет, из них 34 девочки, учащиеся 3-4 классов. Результаты. Регрессионный анализ показал, что контроль поведения вносит вклад в успеваемость (R2 = 0,341, p = 0,022 для русского языка; R2 = 0,425, p = 0,006 для математики, наиболее существенный предиктор - рабочая память), также предиктором успеваемости является оценка популярности ребенка учителем (β = 0,588 для русского языка и β = 0,623 для математики). Кроме того, контроль поведения предсказывает вероятность принятия ребенка сверстниками (R2 = 0,260, p = 0,028), но, помимо показателей контроля поведения, предиктором принятия школьника является его успеваемость. Выводы. Выявлен вклад контроля поведения в академическую успешность и социальную компетентность младших школьников. Дальнейшая работа будет связана с прояснением роли эмоционального контроля и инициативности ребенка в успеваемости и социальной компетентности младших школьников.
ЦИТАТА
Виленская, Г.А. Роль контроля поведения в успеваемости и социальной компетентности младших школьников / Г.А. Виленская // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2023. – Т. 16. – № 4. – С. 240-258
АВТОРЫ

Виленская Галина Альфредовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

151
КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2023 год

2020 год

2020 год

2020 год