КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Виленская Г.А.
Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов.
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в сборнике трудов конференции
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Актуальность. Младший школьный возраст предъявляет новые серьезные требования к контролю поведения детей, в том числе, в области социальных отношений. Контроль поведения играет важную роль в развитии социальной компетентности ребенка, которая, в свою очередь, тесно связана с его успешностью и психологическим благополучием. Однако младший школьный возраст относительно мало исследован (по сравнению с дошкольным или подростковым) с точки зрения развития контроля поведения, социальной компетентности, роли контроля поведения во взаимоотношениях со сверстниками. Цель исследования - изучить связь контроля поведения младших школьников с успешностью их социальных отношений со сверстниками как компонентом социальной компетентности детей. Выявить взаимосвязи контроля поведения младших школьников с их взаимоотношениями со сверстниками и с оценками их поведения учителями. Методы. Контроль поведения оценивался с использованием опросника для родителей BRIEF (адаптация Е.Л. Гориной и Т.А. Ахутиной), отношения со сверстниками - при помощи социометрии. Характер и успешность социального взаимодействия детей верифицировались при помощи экспертной оценки учителя (классного руководителя). В исследовании участвовали 73 ученика 3-4 классов одной из подмосковных школ (9-11 лет). Были получены следующие результаты. Контроль поведения младших школьников положительно связан с социометрическим статусом детей, дети с низким контролем чаще оказываются отвергаемы или изолированы. Детей с более высоким контролем поведения учителя оценивают как менее поддающихся влиянию и менее подверженных насмешкам, однако детей со слабым контролем эмоций учителя считают чаще ведущими себя просоциально. Таким образом, регуляция поведения и контроль поведения как ее субъектный уровень играют важную роль в социальной адаптации и успешности младших школьников. Для более полного понимания механизма формирования социальной компе тентности необходимо исследовать также другие ее факторы, например, успешность детей в социальном познании.
ЦИТАТА
Виленская, Г.А. КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / Г.А. Виленская. В сборнике: Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов. – 2023. – С. 7-11
АВТОРЫ

Виленская Галина Альфредовна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

140
КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КОГНИТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2016 год

2020 год

2020 год