Работа посвящена изучению роли модели психического - способности приписывать ментальные состояния другим людям для объяснения их поведения - в популярности среди сверстников и социальной компетентности детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 92 ребенка 9-12 лет (M=9,97; SD=0,80; 47 девочек). Для оценки модели психического использовались задания теста Франчески Аппе «Удивительные истории», направленные на изучение понимания детьми коммуникативных намерений говорящего в ситуациях неоднозначно понимаемых социальных взаимодействий. Популярность в кругу сверстников оценивалась с помощью социометрического метода. Для внешней оценки социальной компетентности использовалась разработанная для учителей анкета о социальном поведении детей и подростков. Полученные результаты свидетельствуют о взаимосвязи модели психического детей младшего школьного возраста как с их популярностью в кругу сверстников, так и с социальной компетентностью в целом. Понимание коммуникативных намерений в сложных социальных ситуациях детьми связано как с предпочтительностью сверстниками для общения, так и с воспринимаемой популярностью. Внешняя оценка социальной компетентности детей младшего школьного возраста педагогами показала, что дети, более успешные в понимании коммуникативных намерений других людей, оцениваются педагогами как более популярные среди ровесников, в то время как менее успешные - как те, кто чаще становится объектом насмешек и чаще подвержен негативному влиянию других.
ЦИТАТА
Лебедева, Е.И. Понимание коммуникативных намерений говорящего и популярность в кругу сверстников у детей младшего школьного возраста / Е.И. Лебедева // Психолого-педагогические исследования. – 2023. – Т. 15. – № 4. – С. 62-76
Модель психического и интеллектуальное развитие рассматриваются как возможные факторы адаптации в школе и социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьног...
Представлены результаты сравнительного исследования понимания детьми ментальных состояний в ситуациях, максимально приближенных к естественным (сказки, истории) и развития понимания неверных мнений (к...
Распознавание ментальных состояний по их внешним проявлениям в поведении рассматривается как ключевой аспект социального познания. Однако социальное познание включает в себя более широкий набор способ...
Социальная компетентность в подростковом возрасте играет решающую роль в социализации и психологическом благополучии. Имеющиеся данные говорят о значительном вкладе в социальную компетентность способн...