Распознавание ментальных состояний по выражению глаз детьми 7-8 лет | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Распознавание ментальных состояний по выражению глаз детьми 7-8 лет

Лебедева Евгения Игоревна
Герценовские чтения: психологические исследования в образовании
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Распознавание ментальных состояний по их внешним проявлениям в поведении рассматривается как ключевой аспект социального познания. Однако социальное познание включает в себя более широкий набор способностей. Способность модели психического является сложным социально-когнитивным навыком и может проявляться в области социальной компетентности, отражающейся в успешности социального взаимодействия, включая умения распознавать ментальные состояния собеседника по их внешним проявлениям (мимике, взгляду и т. п.). Данное исследование направлено на выявление связи распознавания ментальных состояний по выражению глаз людей и развитием модели психического в младшем школьном возрасте. Мы предполагали, что распознавание ментальных состояний по внешним проявлениям как проявление социально-эмоциональной компетентности в младшем школьном возрасте будет связано с пониманием неверных мнений. В исследовании приняли участие 82 ребенка 7-8 лет (48 мальчиков и 34 девочки), обучающиеся в 1-2 классах общеобразовательной школы. Для оценки распознавания ментальных состояний по выражению глаз использовался тест «Понимание ментальных состояний человека по выражению глаз» С. Барона-Коена, а для оценки развития модели психического - задачи на понимание неверного мнения в ситуациях недоразумения (С. Барон-Коен) и в лабораторных задачах (Т. Хатчинс). Были выявлены достоверные различия в распознавании ментальных состояний детьми по возрасту: семилетние дети хуже распознавали ментальные состояния по выражению глаз, чем восьмилетние (U=443, р=0,002). Интересно, что распознавание ментальных состояний оказалось достоверно связанным только с пониманием неверных мнений в ситуациях, приближенных к естественным (ситуациях недоразумения), но не с пониманием неверных мнений, оцененных классическими задачами. Не было обнаружено достоверных различий по полу при выполнении всех задач, хотя девочки в среднем набирали по тесту распознавания ментальных состояний по выражению глаз более высокие баллы. Результаты исследования обсуждаются в контексте роли модели психического в развитии социально-эмоциональной компетентности детей.
ЦИТАТА
Лебедева, Е.И. Распознавание ментальных состояний по выражению глаз детьми 7-8 лет / Е.И. Лебедева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2020. – № 3. – С. 406-412
АВТОРЫ

Лебедева Евгения Игоревна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

91
МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО THEORY OF MIND ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2019 год

2022 год

2017 год