Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России

Ушаков Дмитрий Викторович
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2020
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Результаты полностью соответствуют запланированным, а в некоторых отношениях превосходят их. В 2020 г. подготовлена итоговая монография, прилагаемая к отчету, и 15 статей (вместо 12 запланированных), 14 из которых индексируются в базах данных Wos/Scopus. Проведена Школа молодых ученых. Проведение Школы в связи с эпидемией коронавирусной инфекции прошло в дистанционном формате. Это, однако, позволило провести на школе ряд лекций иностранных ученых на английском языке. Полностью выполнена исследовательская программа. В дополнение к запланированному проведены и отражены в публикациях исследования, выполненные в связи с психологическими последствиями пандемии. Разработана агент-ориентированная модель, позволяющая исследовать изменение ценностных установок агентов под влиянием экзогенных факторов. Модель позволила оценить степень взаимного влияния менталитета экономических агентов и институтов гражданского общества. Моделирование и оценка данных процессов для российского общества представляется актуальной, поскольку конфигурация менталитета и институтов в стране нуждается в радикальном изменении. Противоречия между институтами гражданского общества и менталитетом людей негативно сказываются на развитии экономики, производительности труда, качестве жизни населения и в целом конкурентоспособности страны на мировой арене. Показано, что единственной эффективной стратегией для развития гражданского общества является стратегия следования экономических агентов формальным институтам. Выполнена адаптация модели применительно к функционированию научного фонда. Полученные на основе анализа модели результаты применены в системе экспертизы научных проектов. Предложено проведение ряда мероприятий, направленных на устранение противоречий между формальными институтами и внутренними убеждениями агентов. Проведена апробация методов оценки интегрированности ценностного ядра личности, в котором подтвержден диагностический потенциал применения прямого и инвертированного опросников ценностей старшеклассников. Сопоставлены ценностные ориентации российских старшеклассников, воспитывающихся в семьях и в детских социальных учреждениях, которые потенциально могут быть подвержены формированию с помощью образовательных воздействий. Показано, что жизненные проекты старшеклассников с ближайшей временной перспективой и вне временной перспективы не обнаружили связей с ценностным наполнением. Жизненные проекты со средней временной перспективой оказались связаны с ценностями самостоятельности, достижений, безопасности и конформизма, стремлением к финансовому успеху и к близким отношениям. Жизненные проекты с дальней временной перспективой были связаны с ценностями самостоятельности и универсализма. Выделены ценностные ориентации, подверженные влиянию образовательной стратегии у детей, воспитывающихся в детских социальных учреждениях при индивидуальных занятиях с преподавателем. Ценности самостоятельности мысли, стимуляции и благожелательности-заботы у этих детей были на уровне детей, воспитывающихся в семьях. В то время как у детей, воспитывающихся в детских социальных учреждениях были снижены ценности из области роста и развития - самостоятельности мыслей и поступков, репутации, стимуляции, достижения, благожелательности и сильнее выражены ценности, связанные с самозащитой и избеганием тревоги – ценности гедонизма, традиции, личной безопасности, конформизма и скромности. Дано описание технологии медиации формирования жизненных планов российских старшеклассников в образовательной среде, включающее формулировку ее цели, принципов, этапов, содержательных блоков и критериев оценки эффективности. Показана роль, которую играют средний интеллект населения региона, уровень интеллекта людей, занимающих низшее положение по шкале интеллекта в регионе (оцениваемый по величине 5-го процентиля распределения значений интеллекта в регионе) и уровень интеллекта людей, занимающих высшее положение по шкале интеллекта в регионе (оцениваемый по величине 95-го процентиля распределения значений интеллекта в регионе), в детерминации социально-экономического развития регионов-субъектов федерации России. Оценено вероятное направление связей интеллекта с показателем экономического развития России путем анализа корреляций динамики интеллекта населения всей страны с динамикой валового национального продукта на душу населения при разном смещении (лаге) между рядами данных. Проанализирована динамика среднего, 5-го и 95-го процентиля распределения интеллекта в федеральных округах в период 2012-2019 г. Проанализирована связь динамики среднего, 5-го и 95-го процентиля распределения интеллекта в федеральных округах с миграционными потоками между федеральными округами. Проверена гипотеза, что уровень людей, занимающих высшее положение по шкале интеллекта в регионе («умной доли»), имеет большее значение для развития региона, чем средний интеллект населения региона или уровень интеллекта людей, занимающих низшее положение по шкале интеллекта в регионе, на материале показателей регионов России. Показана динамика интеллекта регионов России в период 2012-2019 гг.
ЦИТАТА
Ушаков, Д.В. Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России / Д.В. Ушаков отчет по НИР № 17-78-30035 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Ушаков Дмитрий Викторович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Директор Интситута психологии РАН, заведующий лабораторией

Публикаций в поиске

297
ИНТЕЛЛЕКТ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2017 год

2018 год

2019 год