Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России

Ушаков Дмитрий Викторович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Работа, представленная в отчете, проходила с августа по декабрь 2017 года. Работа включала несколько планов. В теоретическом плане развивались модели, осмысляющие связь психологических свойств людей (таких как когнитивные способности, ценностные ориентации, личностные свойства и т.д.) с экономическими и социальными достижениями общества. В эмпирическом плане были проведены исследования, направленные, с одной стороны, на анализ связи психологических факторов с социально-экономическими достижениями (на макро- и микроуровнях), а с другой стороны, на то, чтобы охарактеризовать особенности ряда макропсихологических (термин А.В. Юревича) показателей современной России. Наконец, в более практическом плане проводилось исследование в области образования как той культурной сферы, которая в определенной степени ответственна за формирования личностных и когнитивных качеств людей, влияющих в дальнейшем на достижения общества и его конкурентоспособность. Результатом этой работы в течение 4 с небольшим месяцев работы по гранту стала подготовка 8 научных статей (план – 5), причем 2 из них опубликованы в электронных журналах (план – 0), а 4 приняты в печать в бумажных изданиях (план – 0). Эмпирическая работа ведется с теми психологическими качествами, которые на основании фактических данных могут претендовать на макропсихологическую роль, т.е. на влияние на достижения и состояние общества в целом. Из когнитивных переменных в проекте исследуются когнитивные способности, в первую очередь – общий интеллект. Из личностных – ценности, доверие, гражданская идентичность, плотность социальных связей (в целом характеризующие социальный капитал) и т.д. Задача эмпирических исследований заключается в том, чтобы проанализировать роль этих переменных на трех взаимодополняющих уровнях. 1) Показать связи психологических особенностей населения с достижениями стран и регионов. Особую роль здесь играет сложная опосредованность этих связей. Так, например, связь высокого интеллекта населения с достижениями стран и регионов, как мы стараемся показать в ходе проекта, опосредована ценностями, культурными характеристиками и т.д. Сложность этих отношений особо продуктивна для теоретического осмысления. 2) Проанализировать роль психологических переменных в лабораторных экспериментальных ситуациях, моделирующих ситуации реальной экономической жизни. Этот уровень анализа дополняет предыдущий, поскольку позволяет проследить детали взаимодействия людей, которые приводят к тем или иным экономическим исходам. В рамках проекта устанавливается соответствие между результатами исследований двух перечисленных уровней: проводится анализ различия поведения в лабораторных ситуациях людей из разных регионов России. Эти различия сопоставляются с достижениями регионов. 3) Оценить макропсихологические свойства, т.е. относящихся к большим группам людей, применительно к Российской Федерации и ее регионам. Макропсихологическая характеристика России и ее регионов дополняет два предыдущих уровня анализа и открывает возможность на более поздних этапах сопоставлять полученные в рамках трех уровней данные. Например, макропсихологическая характеристика региона может быть сопоставлена с его экономическими достижениями и поведением испытуемых из региона в экспериментальных условиях. Задача теоретической работы заключается в том, чтобы осмыслить эти закономерности в терминах роли человека и его индивидуальных и социально-типических качеств в социально-экономической машине.
ЦИТАТА
Ушаков, Д.В. Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России / Д.В. Ушаков отчет по НИР № 17-78-30035 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2018 год

2019 год

2020 год