Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России

Ушаков Дмитрий Викторович
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Проблема, на решение которой направлен проект, заключается в систематическом описании психологических факторов, влияющих на экономические и социальные достижения общества, а следовательно – и его конкурентоспособность, разработке моделей этого влияния, а также создании фундаментальных основ образовательных технологий. В современных представлениях об обществе, как в сфере фундаментальной науки, так и в принятии государственных решений, преобладает экономический детерминизм. Между тем, в последние несколько десятилетий стало очевидно, что одни экономические факторы без учета психологии людей не задают полную картину происходящих в обществе процессов. Проект направлен на обоснование первостепенной роли психологических факторов в жизни общества и на осмысление этой роли. Он направлен на то, чтобы показать, что без понимания психологических особенностей, без понимания человека в его культурно-исторической конкретики невозможно найти решения актуальным проблемам современного общества, в том числе – общества российского. Проект направлен на решение трех взаимосвязанных задач. Во-первых, будут развиты теоретические модели, показывающие связь таких психологических переменных как когнитивные способности населения и ценностные ориентации с экономическими и социальными достижениями общества. Смысл этих моделей заключается в том, что когнитивные переменные и ценностные ориентации определяют способность индивидуального и коллективного решения людьми реальных жизненных задач (производственных, социальных, юридических, военных, дипломатических и т.д.), а эта способность в значительной степени влияет на конкурентоспособность стран в современном мире. Чистое теоретическое моделирование в рамках проекта будет также подкреплено агент-ориентированными моделями. Во-вторых, будут проведены эмпирические исследования по целому ряду направлений, которые позволят, с одной стороны, верифицировать указанные выше теоретические представления, а с другой стороны, охарактеризовать особенности ряда макропсихологических (термин А.В. Юревича) характеристик современной России, которые в той или иной степени сказываются на ее конкурентоспособности. Это эмпирические исследования интеллекта, ценностных ориентаций, социального капитала (доверия и т.д.), экономического поведения, макропсихологических индексов, которые будут проведены на двух уровнях: общероссийском и региональном. Такой подход позволит охарактеризовать психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности на уровне не только страны в целом, но и отдельных ее регионов. В-третьих, будут изучены проблемы формирования психологических факторов экономической и социальной конкурентоспособности страны в системе образования и будут разработаны и предложены технологии этого формирования. В качестве этих факторов рассматриваются личностные и метапредметные результаты, определения которых содержатся в Федеральных государственных образовательных стандартах. В психологических терминах, личностные результаты образования представляют собой совокупность ценностей, установок и индивидуально-личностных свойств в той мере, в какой они формируются в образовании. Метапредметные результаты в этом смысле – совокупность когнитивных свойств, формируемых в образовании и не связанных с какой-либо одной областью знания. В рамках проекта будет проведен форсайт личностных результатов образования, а также предложена и апробирована технология их формирования. Работа по проекту будет проводиться в рамках шести взаимосвязанных направлений. Первое направление связано с исследованием интеллекта как фактора экономических и социальных достижений стран. В рамках этого направления, с одной стороне, будут развиты (с опорой на предыдущие работы заявителей) математические модели влияния интеллекта, понимаемого как способность к решению задач, на экономические и социальные достижения стран, а с другой стороны, будут проведены исследования связей переменных, выражающих уровень интеллекта и компетентностей регионов и стран, и социально-экономических переменных. Второе направление нацелено на создание индексов психологического состояния регионов России. В рамках этого направления на основе предыдущих разработок, выполненных на страновом уровне под руководством А.В. Юревича, практика построения индексов психологического состояния будет перенесена на уровень регионов России. Это позволит проанализировать связь психологического состояния регионов с их социально-экономическим положением. При анализе этой связи будет использован различный временной лаг с целью установить предшествование психологических или же социально-экономических изменений в цепочке событий, происходящих в регионах. Третье направление включает анализ культурно обусловленных особенностей экономического поведения россиян с помощью экспериментальных игр, разработанных в экономической психологии и поведенческой экономике. Ранее было показано, что поведение испытуемых в экономических играх различается в зависимости от культуры, к которой они принадлежат. В рамках проекта будет изучаться региональная специфика поведения российских испытуемых, а также характер их поведения в отношении представителей чужих регионов, в том числе – столичных. В рамках четвертого направления изучаются такие важные психологические факторы экономических и социальных достижений стран и регионов, как ценности и социальный капитал, включая его центральный элемент – доверие между людьми, которое облегчает решение задач, связанных со взаимодействием между людьми. Пятое направление связано с осмыслением общих проблем и предполагает моделирование поведения социальных систем при различных ценностных ориентациях и установках у ее членов. Для решения этих задач будет проводиться агент-ориентированное моделирование. В рамках этого направления также будет проводиться теоретическая интеграция эмпирических данных, получаемых в рамках четырех первых направлений. Наконец, шестое направление заключается в разработке технологий в сфере образования как той области, где в том числе происходит формирование психологических свойств, влияющих на экономическую и социальную конкурентоспособность стран.
ЦИТАТА
Ушаков, Д.В. Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России / Д.В. Ушаков // . – 2017. – С.
АВТОРЫ

Ушаков Дмитрий Викторович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Директор Интситута психологии РАН, заведующий лабораторией

Публикаций в поиске

297
ИНТЕЛЛЕКТ ПСИХОЛОГИЯ INTELLIGENCE
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2018 год

2019 год

2020 год

2017 год