Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России

Ушаков Дмитрий Викторович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2019
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Работа велась по шести запланированным направлениям. Направления проекта связаны между собой общей целью: раскрыть роль психологических факторов в экономической и социальной конкурентоспособности стран. При этом ставятся три большие вопроса: Как психологические свойства людей влияют на социальную и экономическую конкурентоспособность стран? Как формируются те психологические свойства, которые влияют на конкурентоспособность? Каково психологическое состояние современной России и в каком направлении происходит движение? Полный ответ на эти вопросы выходит за границы возможностей современной социо-гуманитарной науки, однако в рамках проекта исследуется ряд существенных аспектов всех этих вопросов и они связываются воедино, чтобы проследить путь от формирования психологических свойств - особенно в системе образования - до их влияния на конкурентоспособность. Проблема влияния психологических свойств на конкурентоспособность стран в соответствии с концепцией разработчиков (академик РАН Д.В. Ушаков) рассматривается под углом зрения решения задач. Экономическая и социальная жизнь может рассматриваться как решение множества задач (Д. Гилфорд): например, задачами являются проектирование и изготовление товара, осуществление логистики, организация, управление и т.д. Успешность решения этих задач определяет качество производимых товаров, совершенство технологий, боеспособность вооруженных сил, т.е. в конечном счете конкурентоспособность страны. В свою очередь эта успешность зависит от психологических особенностей людей. В рамках развиваемой концепции различается индивидуальное и коллективное решение задач. Индивидуальное решение задач зависит от когнитивных способностей, а также мотивации, настойчивости и т.д. людей. Коллективное решение задач в обществе опосредовано социальными институтами, т.е. установленными правилами взаимодействия людей. Эффективность коллективного решения задач определяется адекватностью этих институтов, способностью создать синергию усилий людей и, в терминах экономистов, снизить транзакционные издержки. Вместе с тем, как показали исследования и практика ряда стран, например, России 1990-х гг., заимствование институтов одними странами у других проваливается, если оно не обеспечено соответствием менталитета заимствуемым институтам. Отсюда был сделан важный теоретический вывод о том, что функционирование институтов должно быть обеспечено соответствием культурным ценностям людей: только в этом случае люди готовы добросовестно соблюдать институциональные правила и обеспечивается эффективное коллективное решение задач (Журавлев, Ушаков, Юревич). В рамках проекта изложенные общие теоретические положения переводятся на уровень конкретных моделей. В 2019 г. было проведено агент-ориентированное моделирование влияния ценностно-личностных свойств на коллективное решение задач (член-корр. РАН Г.Б. Клейнер, к.э.н. М.А. Рыбачук). Моделирование проведено на материале связи ценности индивидуализма-коллективизма с эффективностью работ экспертной группы, осуществляющей процедуры оценивания проектов. Модель предполагает возможность создания неформального института сплоченных групп, которые оказывают преимущество в оценке своим членам по сравнению с теми, кто в группу не входит. Показано, что исходное преобладание среди агентов индивидов, склонных к образованию сплоченных групп, приводит к постепенному втягиванию всех участников в деятельность этого неформального института. В то же время если в исходных условиях склонных к образованию неформальных групп было лишь меньшинство, постепенно этот институт сходил на нет. Таким образом, в более широком плане показано, что исходная система ценностей участников может приводить к упрочению или исчезновению неформального социального института. Показано также, что появление этого неформального института влияет на эффективность деятельность (в случае условий, определенных в разработанной модели, снижает). Таким образом, благодаря проведенной работе становится возможным оценивать влияние ценностных установок на эффективность коллективного решения задач. До сих пор связи ценностей населения и социально-экономические достижения стран обнаруживались социо-гуманитарными науками только эмпирическим путем. Благодаря работам по моделированию взаимодействия институтов и менталитета становится возможным описывать природу и механизмы этих связей теоретически. В рамках этого же направления разработана и апробирована оригинальная рефлексивная игра «Морской бой втроем» (проф. А.Н. Поддьяков), которая позволяет оценивать эффективность взаимодействия в условиях разных ценностных ориентаций участников. Эта методика позволяет проверять выводы агент-ориентированных моделей на эмпирическом материале, полученном в результате экспериментов на испытуемых. Моделирование влияния когнитивных свойств на индивидуальное решение задач проведено разработчиками проекта ранее, что позволило показать общее соответствие модели и данных о связи когнитивных способностей и социально-экономических достижений на уровне стран и регионов. В 2019 г. проводился эмпирический анализ, направленный на установление медиаторов связи когнитивных способностей и социально-экономических достижений, а также роли различных уровней способностей в формировании конкурентоспособности стран (проф. А.А. Григорьев, А.В. Карлин). Оказалось, что наибольшую роль играет размер группы, обладающей наиболее высокими когнитивными способностями. Показано также, что уровень государственного управления медиирует влияние когнитивных способностей на инновационные достижения стран. Таким образом, был очерчен круг психологических свойств, представляющих важность в плане решения задач, определяющих конкурентоспособность страны, моделируются механизмы их влияния на достижения стран и определяется соответствие этих моделей эмпирическим данным. Далее проблема заключается в том, каким образом и в каких социальных практиках происходит формирование у людей этих свойств, которые затем оказывают влияние на успешность решения экономических и социальных задач. В рамках проекта изучаются два рода таких механизмов – связанные с образованием и связанные с миграцией. Эти механизмы вносят значительный вклад в формирование психологических свойств людей, а кроме того, их значимость определяется тем, что они подвержены государственному регулированию, в отличие, например, от семейного воспитания, которое остается в русле культурной традиции, мало зависимой от внешнего регулирования. Возможность регулирования процессов со стороны государства делает принципиально важным исследование этих процессов. Прямые научные рекомендации в отношении направления формирования психологических свойств людей вряд ли этически приемлемы – это должен быть осознанный выбор всех людей. Однако исследования позволяют прояснить процессы, происходящие в реальности, и сделать их контролируемыми, а значит, создать инструменты, которые позволят хотя бы не допускать нежелательного развития. Поскольку в соответствии с планом исследования центральным конструктом, влияющим на коллективное решение задач, являются ценности, изучается формирование ценностей у подростков (академик РАН Д.В. Ушаков, академик РАН А.Г. Асмолов, к.п.н. С.С. Белова, к.п.н. Е.М. Лаптева, к.п.н. Е.А. Шепелева). Разработчики подходят к этому вопросу в русле концепции экзистенциальной психологии В.Н. Дружинина, которая основывается на понятии жизненных проектов. Обосновывается представление о том, что формирование жизненных проектов у подростков оказывают влияние на ценности в нескольких планах. Во-первых, жизненные проекты предполагают осуществление планирования и подчинение этому планированию сиюминутных целей. Тем самым формируется возможность поведения, основанного на ценностях, в отличие от простого гедонистического или импульсивного поведения. Во-вторых, проекты могут быть осуществлены только в социальном контексте, поэтому вовлеченность в них соотносит человека с социально существенными задачами. По этой причине они придают социально релевантное направление процессу образования ценностей. Наконец, проекты обладают мотивирующей силой в связи со своей привлекательностью, позволяя опредметить различные потребности от социального признания до творческой самореализации. Тем самым формирование проектов может выступать в качестве «привода», через который происходит формирование ценностей. В рамках проводимой работы проблематика жизненных проектов и ценностей в системе образования рассматривается в нескольких аспектах. В эмпирическом исследовании был обоснован предлагаемый подход: показано, что наличие у подростков жизненных проектов с разработанной временной перспективой связано с формирование поведения, основанного на ценностях (принципах) и интегрированности поведения (корреляция имплицитных и эксплицитных установок). Другой аспект связан с разработкой методики медиации жизненных планов старшеклассников в среде. В рамках методики разработан ряд техник, допускающих применение в школе с целью формирования жизненных проектов: техник модельных образцов, ролевого включения и информирования. Техника модельных образцов предполагает обсуждение со школьниками примеров людей, успешно осуществивших тот или иной жизненный проект, с целью нахождения тех образцов, которые могут быть привлекательны для того или иного старшеклассника с учетом индивидуальных предрасположенностей. Техника ролевого включения предполагает разыгрывание подростком роли, соответствующей реализации определенного жизненного проекта. Конкретно эта роль может разыгрываться в тренинге. Техника информирования предполагает сообщение старшеклассникам информации о различных сторонах деятельности, предполагаемой тем или иным жизненным проектом, а также о социальной ситуации и последствиях, сопутствующих этой деятельности. Апробация техник показала наибольшую эффективность при их совместном применении. Эти техники соответствуют процессам формирования жизненных проектов в естественной среде. Так, например, современные старшеклассники в норме получают модельные образцы из средств массовой информации, фильмов, художественной литературы и т.д. То же можно сказать и об информировании. В меньшей степени в реальной жизни происходит ролевое включение, однако и оно имеет место, например, в связи с жизненными ролями родителей. Речь идет о том, что фактическое влияние в государственных масштабах может оказать перевод этих процессов, во-первых, в систематическое, а во-вторых, - контролируемое русло. Психологические свойства населения находятся под влиянием еще одного фактора, изучаемого в проекте, - миграции. Миграция связана с притоком носителей менталитета других культур, которые испытывают серьезное влияние принимающей культуры. В 2019 г. исследовался когнитивный аспект, связанный с международной миграцией. На материале международной статистики были определены когнитивные достижения мигрантов первого и второго поколения в 69 странах мира. В среднем когнитивные достижения мигрантов во втором поколении выше, чем у мигрантов в первом, хотя в большинстве случаев и уступают местному населению. По результатам делается вывод, что миграции сокращают когнитивные различия между странами. В отчетном году продолжалось изучение вопроса о психологическом состоянии нашей страны и направлении изменения этого состояния. В соответствии с методологией, разработанной членом-корреспондентом РАН А.В. Юревичем, был посчитан Индекс нравственного состояния для различных регионов Российской Федерации за 2005-2015 гг. В 2019 г. в рамках проекта были также опубликованы результаты исследования на основе подсчитанного в 2018 г. Индекса психологического состояния регионов РФ за тот же период (Голышева, Латынов, Ушаков, Юревич, 2019). Выявлен ряд закономерностей изменения психологического состояния российских регионов как во времени, так и в пространстве. Показано улучшение психологического состояния регионов по мере продвижения по осям «восток-запад» и «север-юг». Кроме того, с 2005 по 2015 гг. психологическое состояние российских регионов улучшалось, вначале быстро, потом более медленно. Особо существенный рост произошел у регионов-аутсайдеров. В 2019 г. были посчитаны корреляции между состоянием общества и подушевым доходом. Индекс нравственного состояния по регионам показал значимые корреляции с Индексом психологического состояния. Однако связь между Индексом нравственного состояния и подушевым доходом тяготела к отрицательным значениям, хотя и оставалась в большинстве случаев ниже уровня значимости. В контексте проекта принципиальное значение имеет вопрос о векторе ценностного развития России. Поскольку ценностные ориентация рассматриваются как условие функционирования социальных институтов и, следовательно, успешного коллективного решения задач, стоящих перед обществом, вектор ценностного развития может существенно повлиять на конкурентоспособность страны в будущем. В связи с этим проведена и опубликована в 2019 г. работа, в которой на базе интеграции методологии международных исследований Р. Инглхарта и Ш. Шварца была предложена техника разработки универсальных измерений культур (Лебедева, Татарко, 2019). Она привела к выделению двух измерений карты культурных ценностей и практически линейному расположению стран в пространстве этих измерений. Проблема выбора вектора ценностного движения России имеет большое практическое значение. Обычно в качестве альтернативных рассматриваются движение в сторону западных ценностей или опора на традиции. Эта проблема не может быть решена на основе научных исследований, однако данные исследований могут иметь существенное значение для ее прояснения. С позиции развиваемого подхода, конкурентоспособность страны, способность людей совместно решать встающие задачи достигается при соответствии социальных институтов и ценностей. Западные страны достигли достаточно эффективного решения задач определенным сочетанием институтов и менталитета. Однако их вариант не единственный, что очевидно из опыта успеха таких восточных стран, как Япония, Южная Корея и Китай, которые достигают высокой эффективности другим способом. Однако для достижения такой эффективности нужно конструирование социальных институтов, соответствующих ценностям населения, для чего большую пользу могут принести междисциплинарные исследования психологических факторов конкурентоспособности стран. В целом проведенная в 2019 г. работа подводит к синтезу результатов всех направлений исследований в рамках проекта в целях подготовки заключительной монографии, которая будет подготовлена в рамках работы по проекту в 2020 г.
ЦИТАТА
Ушаков, Д.В. Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России / Д.В. Ушаков отчет по НИР № 17-78-30035 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Ушаков Дмитрий Викторович


Директор Интситута психологии РАН

Публикаций в поиске

307
ИНТЕЛЛЕКТ ПСИХОЛОГИЯ INTELLIGENCE
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2018 год

2020 год

2017 год