АННОТАЦИЯ
Результаты за 2018 год включают публикационную активность, новые научные данные, полученные на основе теоретических и эмпирических исследований, а также две проведенные за этот период молодежные школа. Деятельность школ отражена в другом пункте отчета. В плане публикационной активности в 2018 г. опубликовано 10 статей в изданиях, входящих в РИНЦ, из них 7 статей опубликованы в изданиях, входящих в WoS (план – 5 статей). Кроме того, по результатам работ подготовлено еще 7 статей, одна из которых принята в печать (в журнал WoS – справка прилагается). Научные данные получены по всем шести направлениям деятельности проекта. Данные по макропсихологическим индексам и когнитивных характеристикам населения были получены в рамках исследования особенностей регионов России. Такой подход позволяет выявлять тенденции и связи различных сторон психологического состояния страны. В 2018 г. были получены индексы макропсихологического состояния регионов России за одиннадцатилетний промежуток с 2005 по 2015 гг. Иллюстративный материал к этой части отчета представлен во вложении, поскольку включает графики и карты. Выявлено несколько существенных черт региональной специфики и временной динамики макропсихологического индекса. Наиболее высокие показатели макропсихологического состояния показали регионы Северного Кавказа, несмотря на невысокие социально-экономические результаты. Москва, опережающая большинство других регионов России, тем не менее уступает Кавказу. Динамика макропсихологического состояния регионов на протяжении проанализированного временного промежутка в большинстве случаев оказалась положительной, хотя и показала в некоторых и обнаружила флуктуации, требующие специального анализа. В сравнении с макропсихологическими индексами когнитивные показатели продемонстрировали иную пространственную структуру. Путем объединения данных из трех источников были выведены оценки интеллектуального потенциала регионов России, были проанализированы основные закономерности их географического распределения. Выведены оценки интеллектуального потенциала населения для всех регионов России, выявлены основные закономерности их географического распределения. Определены параметры связей интеллектуального потенциала с показателями патентной активности: с количеством поданных заявок на изобретения и на полезные модели, с количеством выданных патентов на изобретения и на полезные модели (относительно численности населения региона), показано, что квадратичная регрессия позволяет более эффективно предсказывать показатели патентной активности по интеллектуальному потенциалу, чем линейная. Было показано, что интеллектуальный потенциал вносит независимый вклад в предсказание показателей патентной активности при контроле следующих переменных: среднедушевые денежные доходы населения в 2015 г.; численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в государственных и муниципальных организациях высшего образования на 10 000 человек населения в 2014/15 г.; доля в занятом населении лиц с высшим образованием в 2015 г.; уровень занятости населения в 2015 г.; доля городского населения в 2015 г. Была построена и применена к анализу связей интеллектуального потенциала с патентной активностью модель интеллектуальной миграции населения. Был проведен корреляционный анализ миграционных сальдо разных групп населения с оценками интеллектуального потенциала, среднедушевыми доходами населения в 2005 и 2015 гг. и их динамикой, показателями патентной активности в 2005 и 2015 гг. и их динамикой. Интеллектуальный потенциал регионов России был рассмотрен в историческом плане: было оценено, насколько стабильны его значения в регионах в течение длительного, более 100 лет, периода времени. Был сделан прогноз динамики интеллектуального потенциала регионов России на ближайшие годы. Взаимосвязи между экономическими и социальными переменными в социальных системах исследовались с позиций влияния экономико-психологических характеристик агентов на выбор путей институционального развития общества. Построена экономико-математическая модель оценки агентами состояния и динамики институциональной среды общества с учетом психологических факторов. На основе конкретной ситуации ― проведения научной экспертизы заявок (отчетов) научными фондами ― осуществлено уточнение деталей и параметров данной модели. Представлено формализованное описание (модель) поведения агентов в зависимости от их индивидуальных экономико-психологических характеристик. При этом основной акцент сделан на таких оппозициях как «индивидуализм — коллективизм», «интроверсия — экстраверсия», обуславливающих процесс принятия решений агентами. Создан модельный инструментарий комплексного исследования взаимодействия «агент — общество» в различных социально-экономических теориях (дисциплинах) с учетом особенностей человека. Агенты классифицированы в зависимости от их склонности к поддержке развития организационных, средовых, процессных или проектных структур общества. Характеристики общества и его тип (бюрократическое, коммуникативное, инерционное, инновационное, смешанное) определяются совокупностью характеристик наполняющих данное общество агентов. При этом чем ближе указанные характеристики агента и общества, тем выше вероятность поддержки институциональных инициатив конкретного агента. Разработана модель взаимоотношений экономических агентов с рыночным (общественным) окружением. Показано, что российское общество в настоящий момент характеризуется ориентацией на однородность, т.е. наибольшим спросом пользуется мнение агентов с наиболее распространенной в обществе структурой экономико-психологических характеристик. В то же самое время доля агентов, обладающих уникальной структурой экономико-психологических характеристик, стремительно растет, что, безусловно, требует учета в процессе оценки институциональных инициатив агентов со стороны общества. Разработаны рекомендации по использованию модельного инструментария в исследовании влияния особенностей популяции экономических агентов на институциональную структуру общества. Предложено использование модели в пилотном режиме как на уровне общества в целом (макроуровне), так и в автономных социально-экономических системах на мезо- и микроуровне с целью прогноза исходов локальных ситуаций и предотвращения их возможных нежелательных последствий. В рамках направления экспериментального исследования экономического поведения была разработана программа в среде otree (Chen e.a., 2015), которая позволяет участвовать в эксперименте испытуемым на любом устройстве с выходом в интернет. Эта программа была использована для создания распределенной сети экспериментальных лабораторий, участвовавших в дистантном эксперименте. Результаты экспериментов показывают, что их участники в целом адекватно понимают задачи, и ведут себя в них в соответствии с тем, как это делают их партнеры из других стран и регионов. Ожидания участников от их партнеров также в целом совпадают с реальным поведением этих последних, за некоторыми характерными исключениями. В частности, участники из Москвы систематически реже предлагают высокие доли начального пирога своим партнерам, причем как из Москвы (где это решение соответствует их поведению), так и в других городах (где это чревато потерей эффективности для игроков, имеющих наибольшую переговорную силу). Напротив, в Самаре участники оказываются систематически более щедрыми в отношении партнеров из своего города нежели чем из других. Другая тенденция наблюдается в Томске, где участники оказываются как правило более щедрыми, чем в других городах. Качественно сходным оказывается поведение участников в других играх (Диктатор и Доверие), при том что теоретические модели, стоящие за этими играми (особенно для игры в доверие) не всегда соответствуют экологической рациональности участников, принимающих решения. Был проведен анализ связи компонентов социально-психологического капитала личности с индивидуальными социально-экономическими установкам, представлениями и ценностями (микроуровень анализа), а также с валовым региональными продуктом и его отдельными составляющими (макроуровень анализа) На микроуровне социально-психологический капитал личности связан с ее ценности и социально-экономическими представлениями. «Интегрирующий» компонент социально-психологического капитала личности позитивно связан с базовыми ценностями, входящими в такие ценности высшего порядка, как «Сохранение» и «Самопреодоление», то есть ценностями социального фокуса. «Консолидирующий» компонент социально-психологического капитала личности, напротив, оказался позитивно связан с базовыми ценностями, входящими в такие блоки ценностей высшего порядка, как «Открытость изменениям» и «Самоутверждение», то есть ценностями личностного фокуса. Также мы оценили связь двух базовых измерений социально-психологического капитала личности с социально-экономическими установками и представлениями. Было выявлено, что «интегрирующий» компонент статистически значимо связан с представлениями о справедливо большем вознаграждении тех, кто больше трудится в противовес представлениям о равенстве; с представлениями о том, что ответственность за материальное благополучие лежит большей частью на гражданах, а не на государстве. Но в тоже время, носители данного социально-психологического ресурса склоняются к тому, что больше предприятий и отраслей должно находиться в государственной, а не в частной собственности. «Консолидирующий» компонент, как и «интегрирующий», положительно связан с представлениями о справедливо большем вознаграждении тех, кто больше трудится в противовес представлениям о равенстве. В то же время обладатели данного социально-психологического ресурса в большей степени поддерживают конкуренцию, частную собственность в противовес государственной, считают, что государство в большей степени ответственно за материальное благополучие людей, чем сами люди, а также, несколько скептично относятся к результатам упорной работы, считая, что ее недостаточно для успеха: большое значение имеют связи и удача. На макроуровне анализа было обнаружено, что с общим уровнем валового регионального продукта позитивно связаны две составляющие «консолидирующего» компонента социально-психологического капитала личности: включенность в различные социальные группы и поддержка со стороны друзей. Был проведен множественный регрессионный анализ взаимосвязей 19 индивидуальных ценностей с социально-экономическими представлениями россиян (отношение к конкуренции, экономическая самостоятельность, отношение к частной собственности, представление об ответственности государства и др.) в двух округах России - Центральный федеральный округ и Северокавказский федеральный округ (репрезентативная выборка, по 1000 чел. в каждом округе). Результаты анализа показали, что с продуктивными для экономического развития установками (экономическая самостоятельность, принятие конкуренции, ответственность личности за свое материальное благополучие, усердную работу, распределение вознаграждения по вкладу и т.д. преимущественно связаны ценности личностного фокуса: Достижение, Самостоятельность мысли и действия, Стимуляции, а также ценности Доброжелательности и Универсализма, причем в ЦФО влияние этих ценностей выражено сильнее, чем в СКФО. С патерналистскими экономическими установками преимущественно связаны ценности социального фокуса: Лицо, Власть – доминирование, Традиция, Конформизм –правила, Скромность, влияние данных ценностей сильнее прослеживается в СКФО, чем в ЦФО. В рамках направления изучения формирования ценностей в образовании был разработан методический инструментарий, позволяющий зафиксировать ценностное наполнение жизненных проектов старшеклассников. Проведено эмпирическое исследование основных жизненных проектов российских старшеклассников на выборке учащихся г. Орла (N=80). Выполнена обработка данных, проведена интерпретация результатов, позволившая описать типологию основных жизненных проектов российских старшеклассников и их ценностное наполнения, подготовить заключения о подтверждении основной гипотезы исследования. Получены следующие результаты. Программа эмпирического исследования основных жизненных проектов российских старшеклассников и их ценностного наполнения. Методический инструментарий, позволяющий зафиксировать ценностное наполнение жизненных проектов старшеклассников. Описание типологии основных жизненных проектов российских старшеклассников на основе глубины временной перспективы, имплицитного и эксплицитного ценностного наполнения жизненных проектов разной временной перспективы. Представлены заключения о подтверждении основной гипотезы исследования о связи долгосрочности жизненных проектов с имплицитными социальными установками старшеклассников.
ЦИТАТА
Ушаков, Д.В. Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России / Д.В. Ушаков отчет по НИР № 17-78-30035 (Российский научный фонд)