Механизмы неосознаваемого вовлечения иррелевантной информации в процесс решения задач | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Механизмы неосознаваемого вовлечения иррелевантной информации в процесс решения задач

Медынцев Алексей Алексеевич
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Фундаментальную проблему, в русле которого будет проводиться исследование, можно определить как проблему мышления: психологические и психофизиологические механизмы креативного решения задач и проблем. При этом под креативностью мы понимаем способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится (Любарт, 2009). Более узким направлением нашей работы является изучение роли неосознаваемых процессов в процессе поиска креативного (творческого) решения. Под неосознаваемыми мы понимаем такие процессы, которые необходимы для поиска решения, но о которых индивид не может дать субъективный отчет. Цель планируемого исследования состоит в том, чтобы изучить закономерности и процессы, обеспечивающие влияние иррелевантных "подсказок" и "наводящих задач" на поиск решения. Конкретными задачами нашей работы являются: 1. Выявить и описать роль классических автоматических процессов в механизме восприятия иррелевантной информации при решении креативных задач. 2. Выявить и описать возможные аналоги неосознаваемых когнитивных установок, влияющих на решение креативных задач. 3. Выявить и описать психофизиологические корреляты работы вышеизложенных механизмов. Главная гипотеза исследования заключается в том, что в ходе решения задач у субъекта непроизвольно формируется "акцептор будущего решения". Акцептор может быть описан как совокупность черт или признаков, которые должно иметь будущее решение (но не алгоритм его достижения), которые не осознаются субъектом. "Акцептор" оказывает модерирующее влияние на процесс вовлечения иррелевантной информации в поиск решения. Для проверки выдвинутых гипотез и решения поставленных задач были предложены две методики: 1. Методика "Задача на решение анаграмм", которая позволит оценить роль автоматических процессов в разгадывании анаграмм и продуцировании "решений озарениями". 2. Методика "Задача на угадывание слов с пропущенными буквами", которая позволит доказать или опровергнуть гипотезу существования "акцептора будущего решения". В ходе реализации проекта Проведено исследование с использованием метоидки "Задача на решение анаграмм" В исследовании предпринималась попытка выявить роль имплицитной подсказки как фактора, влияющего на количество «решений озарением» в задаче на разгадывание анаграмм. В течение шести серий испытуемым в случайном порядке предъявлялись анаграммы и «псевдослова» (бессмысленные наборы букв). Задачей испытуемого было: распознать стимул (анаграмму и «псевдослово»), разгадать анаграмму, отметить, пришло ли решение «озарением» или нет. В качестве имплицитной подсказки использовалась разница в строении анаграмм и «псевдослов». В составе «псевдослов» присутствовали гласные «О» и «А». Анаграммы были подобраны таким образом, чтобы в их составе гласных «А» и «О» не было. Об этом различии испытуемым не сообщалось. Это различие имелось только в первых четырех сериях, но не в последней. Полученные результаты демонстрируют: 1.При разгадывании анаграмм решения, относимые участниками исследования к решениям «озарениями», являются более быстрыми и чаще оказываются правильными, чем обычные решения. 2.У участников исследования наблюдалась динамика научения использования имплицитной подсказки, что выражалось в снижении времени распознавания анаграмм и увеличении количества верных распознаваний анаграмм. Также в ходе эксперимента регистрировалась электроэнцефалограмма. Анализ ЭЭГ показал достоверные различия потенциалов, связанных с предъявлением анаграмм и псевдослов. Были обнаружены различия в амплитуде позднего позитивного компонента в интервале от 200 до 380 мс после предъявления стимула. Полученные результаты демонстрируют, что процесс вовлечения иррелевантной информации в решение задач происходит на ранних этапах. Также в ходе реализации проекта было проведено исследование с использованием методики "Задача на угадывание слов с пропущенными буквами" В исследовании предпринималмсь попытка доказать гипотезу существования "акцептора будущего решения" - совокупность черт или признаков, которые должно иметь будущее решение (но не алгоритм его достижения), которые не осознаются субъектом. В течении шести серий испытуемому предъявлялись слова - загадки, которые он должен был решить. Загадки выглядели следующим образом: "Это слово имеет в своем составе буквы "п" и "а" и связано с учебой" (ответ: "пятерка"). Загадка предъявлялась испытуемому на 60 сек. Если испытуемый решал загадку, то он должен был нажать клавишу "1", затем написать слово-решение при помощи клавиатуры и отметить пришло ли ему решение в результате "озарения" или нет. Если испытуемый чувствовал, что он не может найти решения, то он нажимал клавишу "2". Верность ответов - соответсвие параметрам оценивалось экспериментатором. В случае не решения загадки, слишком долгого (более минуты) решения или неверного решения, программа предъявляла испытуемому правильное решение. Правильный ответ высвечивался крупными буквами на экране монитора компьютера. Ответ, который предъявлялся испытуемому обладал рядом параметров (имплицитных ограничений). Учитывая, что каждый из испытуемых должен был обучаться работе в экспериментальной задаче и оттого достаточно раз видеть правильные ответы, ожидалось что они сформируют у испытуемого "акцептор будущего решения" - повлияют на критерии выбора правильного ответа. В исследовании проверялась гипотеза формирования "акцептора будущего решения" на формирование ответов при решении загадок. Ожидалось, что решения испытуемого будут схожи по параметрам с правильными ответами, демонстрируемые на компьютере. В исследовании было показано, что: 1. Решения, даваемые испытуемым, схожи по ряду параметров с правильными ответами, предъявляемые программой. 2. Чем более удаленным по схожести является ответ испытуемого от правильного ответа, тем больше времени требовалось испытуемого для его нахождения. На наш взгляд, данная результаты демонстрируют наличие акцептора будущего решения как механизма, влияющего на подбор испытуемого решения задачи.
ЦИТАТА
Медынцев, А.А. Механизмы неосознаваемого вовлечения иррелевантной информации в процесс решения задач / А.А. Медынцев отчет по НИР № 15-36-01318 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Медынцев Алексей Алексеевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

45
ИНСАЙТ INSIGHT АНАГРАММЫ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2021 год

2021 год

2016 год