Механизмы изменения репрезентации в решении творческих задач | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Механизмы изменения репрезентации в решении творческих задач

Коровкин Сергей Юрьевич
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2022
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
За первый год выполнения выполнен весь объем запланированных работ по четырем направлениям исследований. 1. Проведен эксперимент, направленный на выявление механизмов влияния эмоциональных состояний на процесс решения задач. Предполагалось, что отрицательные эмоциональные состояния (в частности, эмоция страха) снижают эффективность решения задачи сложным способом. Для индукции эмоционального состояния в качестве стимульного материала использовались видеофрагменты, направленные на индукцию страха, радости и нейтрального состояния. В качестве основного стимульного материала были выбраны спичечные арифметические задачи, на основе которых были разработаны задачи с двумя правильными решениями – условно простым и сложным. Было показано, что в ситуации нейтрального эмоционального состояния существует примерно одинаковая вероятность обнаружения как простого, так и сложного решения первым. При любом эмоциональном воздействии увеличивается вероятность нахождения первым простого решения, а сложного решения – вторым. Было выявлено значимое влияние фактора эмоционального воздействия и взаимодействия факторов эмоционального воздействия со сложностью решения. Попарные сравнения между условиями показывают, что в группе с индуцированным негативным эмоциональным состоянием значимо увеличивается время нахождения сложного решения. Согласно полученным результатам, основная гипотеза о подавляющем воздействии негативных эмоциональных состояний на эффективность решения задач сложным способом получила подтверждение. 2. Был проведен эксперимент, направленный на изучение когнитивных составляющих механизмов влияния эмоциональных состояний на изменение репрезентации при решении творческих задач. Основная идея исследования состояла в том, что юмор фасилитирует решение инсайтных задач сильнее, если его когнитивная составляющая соответствует основному источнику трудности в задаче. Результаты экспериментального воздействия выявили, что юмористические стимулы действительно сильнее фасилитируют решение тех инсайтных задач, в которых для решения требуются структурно близкие механизмы изменения репрезентации. При анализе решения критической задачи не было обнаружено влияния юмористического воздействия на предпочтение определенного способа решения задачи. Таким образом проведенное исследование подтверждает наше предположение о том, что юмор и решение инсайтных задач могут иметь сходные когнитивные механизмы для разрешения противоречий. Феномен фасилитации инсайтного решения с помощью юмора имеет не только чисто аффективную, но и когнитивную природу в виде активации необходимых для решения задач когнитивных механизмов детекции и разрешения противоречий. 3. Было проведено исследование возможности выработки способов изменения репрезентации в результате научения и обучения. Целью проведенного исследования было изучение возможности обучения стратегиям решения творческих задач на основе длинной серии изоморфных задач. Общая гипотеза исследования состояла в том, что в решении длинной серии изоморфных задач возможно обучение решению творческих задач, что проявляется в постепенном увеличении числа решенных задач в группе испытуемых, обучающихся стратегиям решения. Для проверки основной гипотезы исследования выборка была поделена на испытуемых, решающих задачи с обучением стратегии для решения подобного рода задач - «редукции до очевидного», и контрольной группы испытуемых, которые решают без обучения стратегии. Необходимо проконтролировать фактор обучаемости испытуемых конкретным фактам и знаниям, которые могут быть источником возможного научения при решении серии задач. Другими словами, для того чтобы отличить научение решению и обучение содержанию задач мы использовали две группы задач: домен-специфические задачи – задачи, требующие специфического знания, и домен-неспецифические задачи – задачи, не требующие дополнительных знаний. По результатам проведенного эксперимента был обнаружен эффект научения в решении серии творческих задач. При этом научение наблюдается только в творческих домен-неспецифических задачах, не требующих специальных знаний. Исследование показало, что обучение использованию стратегий значимо не влияет на решение последующих задач в серии однотипных творческих задач. Таким образом, по нашему мнению, научение происходит благодаря использованию эвристик и стратегий в решении творческих задач, которым испытуемые научаются имплицитно. 4. Было проведено исследование влияние смены репрезентации на ага-переживание и связь смены репрезентации с остроумием. На первом этапе был проведен систематический анализ опубликованных данных о связи смены репрезентации и ага-переживаний. Был составлен набор данных, объединивший 9 исследований с суммарной выборкой испытуемых в 990 человек (9274 случая решения задач), которые использовали опросник Danek & Wiley (2017). Результаты показали, что субъективный опросник успешно отличает и тип задачи (инсайтная от алгоритмизированной), и тип решения (инсайтное от пошагового). Используемый опросник чувствителен к скорости решения: быстрые решения получают более высокие баллы по удовольствию, внезапности, уверенности и общей инсайтности; медленные решения – более удивительные. Сравнение классических и новых инсайтных задач также дало значимые различия: классические инсайтные задачи получили более высокие оценки. Однако, также было показано, что решение инсайтных задач не обязательно сопровождается ага-переживанием. На втором этапе было проведено экспериментальное исследование влияния степени изменения репрезентации на интенсивность ага-переживаний и их связь с метакогнитивным чувством остроумности решения. В эксперименте мы проверяли, повлияет ли смена репрезентации на оценки ага-переживания. Для проверки этого предположения мы предъявляли участникам эксперимента разные с точки зрения смены репрезентации ответы на задачи и просили оценить ага-переживание, остроумие и субъективное ощущение смены репрезентации. Полученные результаты показали, что субъективное чувство, сопровождающее смену репрезентации и остроумие схожи, что можно использовать для экспериментов: спрашивать у испытуемых, насколько остроумна задача, чтобы понять, была ли смена репрезентации., и с неправильной на правильную. Следовательно, ага-переживание – это необходимый, но не достаточный критерий инсайтного решения.
ЦИТАТА
Коровкин, С.Ю. Механизмы изменения репрезентации в решении творческих задач / С.Ю. Коровкин отчет по НИР № 22-18-00358 (Российский научный фонд)
АВТОРЫ

Коровкин Сергей Юрьевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

171
ИНСАЙТ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ INSIGHT
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2022 год

2021 год

2018 год

2018 год