АННОТАЦИЯ
Данный проект направлен на решение одной из ключевых проблем в современной психологии творческого решения – выявление механизмов изменения репрезентации в решении творческих задач. Современное представление о творческом решении можно свести к идее выхода из тупика в решении. Когда имеющиеся средства решения задачи оказываются неэффективны, дальнейшее продвижение в изначальном пространстве задачи невозможно и регулярно приводит к неуспеху – решатель оказывается в тупике. Поскольку средства решения напрямую зависят от репрезентации (модели или представления) задачи, то необходимым шагом в решении задачи – для выхода из состояния тупика – является смена репрезентации, построение новой модели проблемной ситуации, включающей новые представления о требованиях задачи, условиях, доступных операторах и возможных процедурах решения. Выход из тупика путем изменения репрезентации еще не гарантирует правильного решения задачи, но создает возможности для продвижения в новом или модифицированном задачном пространстве. Если смена репрезентации привела к появлению нового эффективного пути решения, то в таком случае принято говорить об «инсайте», как о внезапном обнаружении нового решения без постепенного продвижения к нему. Внезапность и мгновенность такого инсайтного или творческого решения связана с быстротой изменения репрезентации. Однако принципиальнейшим вопросом в области психологии решения задач является вопрос о механизмах изменения репрезентации: каким образом происходит смена репрезентации задачи, и, соответственно, как можно повлиять на этот процесс. Можно выделить две крайние позиции в этом вопросе: объяснение через высокоуровневый поиск и объяснение через низкоуровневую активацию. Высокоуровневый подход (Kaplan, Simon, 1990) предполагает, что в поиске новой репрезентации не используются никакие специфические, дополнительные процессы кроме тех средств эвристического поиска, что уже задействованы в решении задачи. Поиск и смена репрезентации осуществляются благодаря эвристическому поиску в задачном метапространстве всех возможных репрезентаций. Низкоуровневый подход (Ohlsson, 1992, 2011) утверждает, что изменение репрезентации должно происходить под влиянием дополнительных автоматических, неосознаваемых, перцептивных процессов. В рамках низкоуровневого подхода даже были предложены списки отдельных процессов, таких как перекодирование, разработка и ослабление ограничений, в основе которых, по мнению сторонников данного подхода, должны лежать процессы перераспределения активации (Martindale, 1995; Ohlsson, 2011). Современные данные находят подтверждения в поддержку обоих подходов, но предложенные механизмы носят скорее метафорический, чем строго научный характер. Данный проект направлен на то, чтобы оценить вклад низкоуровневых и высокоуровневых процессов в изменение репрезентации при решении творческих задач и предложить собственную модель механизмов изменения репрезентации. В рамках проекта будут организованы экспериментальные работы, направленные на изучение возможных механизмов и факторов изменения репрезентации задачи, среди которых исследование вклада различных когнитивных и эмоционально-регулятивных процессов, а также исследование осознаваемости процессов изменения репрезентации в виде субъективных переживаний. Для изучения вклада когнитивных процессов в изменение репрезентации задачи будут исследованы: возможности выработки способов изменения репрезентации в результате научения и обучения, связь загрузки рабочей памяти и изменения репрезентации в процессе решения инсайтных задач, перцептивные механизмы изменения репрезентации в визуальных творческих задачах, связь устойчивых схем решения с формированием неверной репрезентации задачи. Для изучения вклада эмоционально-регулятивных процессов в изменение репрезентации задачи будут исследованы: влияние когнитивных компонентов эмоциональных состояний на изменение репрезентации при решении творческих задач, динамика метакогнитивного компонента репрезентации в процессе инсайтного решения, механизмы влияния эмоциональных состояний на процесс решения задач. Для изучения осознаваемости процессов изменения репрезентации в виде субъективных переживаний будут исследованы: эффективность субъективных оценок для исследования процесса изменения репрезентации, влияние изменения репрезентации на силу ага-переживания и связь смены репрезентации с остроумием, общие закономерности переживания инсайтного решения и эстетического опыта. Основным результатом проекта будет создание теоретической модели механизмов изменения репрезентации при решении задач.
ЦИТАТА
Коровкин, С.Ю. Механизмы изменения репрезентации в решении творческих задач / С.Ю. Коровкин // . – 2022. – С.