Отношение ко времени: индивидуально-психологические предпосылки и регуляторные механизмы | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Отношение ко времени: индивидуально-психологические предпосылки и регуляторные механизмы

Ванин Александр Владимирович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2015
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Проект посвящен теоретико-эмпирическому исследованию актуальной и малоизученной проблемы индивидуально-психологических предпосылок и регуляторных механизмов отношения ко времени. В нем показано влияние стержневых особенностей личности и саморегуляции произвольной активности человека на характер его отношения к индивидуальному прошлому, настоящему и будущему, а также установлена роль регуляторных механизмов в профессиональном самоопределении. В теоретическом плане исследуемая проблематика была конкретизирована в область проблемы регуляции человеком представления о личном прошлом, настоящем и будущем, обладающего спецификой в зависимости от его индивидуально-психологического склада. Проведенный теоретический анализ позволил установить, что важность для реализации способности человека управлять временем и осмыслять его ценность в своей жизни, выступающей одним из факторов становления индивидуального своеобразия представления о психологическом времени, имеет наличие у него развитой регуляторной сферы. При этом систематическое применение человеком в своей активности процессов саморегуляции содержит потенциал для последующего отложенного формирования комплекса позитивных качеств отношения к прошлому, настоящему и будущему, позволяя также нивелировать влияние присущих ему темпераментальных особенностей на специфику его временных представлений. Обосновано предположение о роли регуляторных механизмов отношения ко времени в преодолении состояния неопределенности, выражающемся для старшеклассников в принятии ими своевременного решения о выборе будущей профессии. В методическом плане предложена и успешно апробирована в эмпирическом исследовании батарея диагностических методов, включавшая, в том числе, авторские разработки научного коллектива, которая может использоваться в качестве скрининговой технологии при проведении мониторинговых исследований по вопросам профориентации, направленных на выявление учащихся «группы риска» и осуществление на этой основе просветительских и профилактических мероприятий, информирующих о рынке труда, перспективных профессиях и специальностях обучения им согласно с присущими учащимся личностными особенностями и возможностями. В эмпирическом плане реализовано комплексное исследование (выборка – 543 учащихся 9-11-х классов) общего характера и индивидуально-типологических проявлений взаимосвязи саморегуляции и отношения ко времени у старшеклассников, специфики этой взаимосвязи в зависимости от их индивидуально-психологического склада, а также участия этой взаимосвязи в принятии ими решения о выборе будущей профессии. По итогам этой работы: I. Установлено, что общий характер взаимосвязи саморегуляции и отношения ко времени может быть описан целостной способностью учащегося регулировать свое поведение во временном аспекте: планировать будущее, преодолевать фиксированность на прошлом, проявлять качества гибкости в настоящем. При этом развитие саморегуляции произвольной активности учащегося может выступать фактором, сопутствующим пролонгации его временной перспективы будущего и гармонизации индивидуального представления о психологическом времени в целом. II. Разработана экспериментальная личностно-регуляторная типология, соотносимая с широко известной и часто применяемой в образовательной и социальной практике типологией личности Г.Ю. Айзенка, описывающая стилевые особенности саморегуляции поведения учащихся во временном аспекте («Ситуативный» – стабильные экстраверты, «Планомерный» – стабильные интроверты, «Переменчивый» – нейротичные экстраверты, «Ригидный» – нейротичные интроверты). Подавляющее большинство из выделенных типов личности учащихся акцентуированы на каком-либо временном модусе и эффективно реализуются конкретно в нем; и одни («Оптимальные»), располагающие самыми значительными регуляторными ресурсами, способны успешно интегрировать в своей активности прошлое, настоящее и будущее. III. Проанализировано воздействие личностных диспозиций и саморегуляции учащихся на формирование у них качественно-позитивного характера отношения ко времени. Наравне с отмечаемой неоспоримой ролью в этом процессе индивидуально-психологического склада учащихся установлена также ведущая роль их саморегулирования, выступающего в качестве психологического механизма и ресурса субъекта, во многом нивелирующего влияние личностных диспозиций посредством переориентации индивидуального представления о времени в направлении большей «оптимальности» его структуры. IV. Установлена значимость наличия у учащегося сформированной профессиональной установки решительности: ее выраженность выступает предиктором готовности к осуществлению выбора; увеличение ее уровня может способствовать снятию состояния неопределенности будущего, позволяя совершить собственно выбор профессии и приступить к ее овладению. V. Определен вклад регуляторных механизмов отношения ко времени в готовность учащегося к совершению профессионального выбора. Установлено, что осознанная саморегуляция учащегося, способствуя преодолению им препятствующего самоопределению «застревания» в прошлом, участвует также в построении достижимого образа будущей профессии в настоящем, тем самым, содействуя и обретению им решительности. VI. Проанализированы особенности первичного профессионального самоопределения представителей выделенных в исследовании личностно-регуляторных типов учащихся, включавшие оценку степени подготовленности к осуществлению окончательного выбора, мотивации и профессиональных установок, детерминирующих принятие решения, а также наличествующего опыта в познании и освоении избираемой профессии. Это позволило рассматривать разработанную нами типологию личности в качестве реального подспорья в психологической работе по коррекции индивидуального развития в ранней юности и профилактики психологических трудностей, связанных с «взаимоотношением» со своим временем, которые могут возникнуть у учащегося в процессе его самопознания и самоопределения. Полученные в проекте результаты обеспечивают новую основу для разработки практических рекомендаций к работе сотрудников школьной психологической службы, направленных на оптимизацию помощи юношам и девушкам в их личностном и профессиональном становлении. Первостепенное значение при этом, согласно установленным теоретико-эмпирическим закономерностям, следует отводить всестороннему развитию у них индивидуальной регуляторной системы.
ЦИТАТА
Ванин, А.В. Отношение ко времени: индивидуально-психологические предпосылки и регуляторные механизмы / А.В. Ванин отчет по НИР № 14-36-01297 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Ванин Александр Владимирович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

20
ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА CONSCIOUS SELF-REGULATION
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2014 год

2010 год

2011 год