АННОТАЦИЯ
Проект направлен на выявление возможности изменения траектории развития познавательных способностей в старости. В процессе нормального старения происходит значительное расхождение направлений развития, что выражается в увеличении межиндивидуальной вариативности ряда показателей, в том числе интеллекта и памяти (см. например, Morse, 1993). Снижение этих показателей, влияющее на качество жизни старых людей в целом, связывают с разными факторами (состоянием здоровья, включая критические изменения в состоянии организма (Kleemer, 1962), личностными особенностями, уровнем повседневной физической активности), в т.ч. с уровнем образования (показано уменьшение риска нейродегенеративных заболеваний у лиц с более высоким уровнем образования (Сhenghuan et al., 2001). Получение дополнительного образования можно моделировать в эксперименте путем обучения индивидов новым навыкам за счет формирования новых элементов индивидуального опыта. Обогащение среды в раннем онтогенезе (предоставление возможности взаимодействовать с новыми объектами) оказывает благоприятное воздействие на дальнейшее обучение молодых индивидов, что было многократно показано в экспериментальных исследованиях (Ehninger, Kempermann, 2003; Meshi et al., 2006; Nag et al., 2009) и широко используется в разработке программ раннего развития детей (см., например, Nelson et al., 2015). Однако, в исследованиях влияния обогащенной среды на поведение остается не известным, какие именно элементы опыта формируются (с какими именно предметами и манипуляциями они связаны). Также неизвестно, может ли краткосрочное обучение отставленно влиять на сохранность когнитивных способностей в старости, и в какой мере эти эффекты можно наблюдать при обучении взрослых (а не молодых) индивидов. Для ответа на эти вопросы было проведено экспериментальное исследование, основной целью которого было изучение того, как расширение поведенческого репертуара во взрослом возрасте влияет на механизмы обучения в старости. У экспериментальной группы индивидов во взрослом возрасте на протяжении короткого промежутка времени (около недели) формировали дополнительные навыки в ходе контролируемого исследования. Эти навыки формировались в разных формах поведения, включая пищевое, поисковое, оборонительное, питьевое и межиндивидуальное. В старости соотвествующих индивидов обучили сложному пищевому поведению и сравнили с обученными тому же поведению взрослыми и старыми ранее не обучавшимися в экспериментальной ситуации индивидами контрольной группы («наивные»). Анализ показателей обучения пищевому поведению показал достоверное различие старых индивидов от взрослых по ряду показателей (количество результативных циклов в единицу времени, длительность контакта с местом локализации пищи и др.), что свидетельствует о чувствительности данной поведенческой методики к изменению когнитивных способностей с возрастом. Во всех исследовавшихся группах была обнаружена значительная межиндивидуальная вариативность поведенческих показателей, при этом у обеих групп старых индивидов наиболее длительным и вариативным, по сравнению с взрослыми индивидами, был акт хорошо известного им поведения (проверки места локализации пищи). Дополнительное обучение во взрослом возрасте не имело существенного влияния на усредненные показатели, характеризующие поведение старых индивидов в целом. Однако, дополнительный анализ структуры поведения выявил уменьшение межиндивидуальной вариативности группы старых индивидов с дополнительным обучением, по сравнению со старыми «наивными» индивидами, за счет исчезновения индивидов с самыми низкими поведенческими показателями. Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют в пользу гипотезы о повышении доли индивидов, демонстрирующих динамику «успешного старения» в результате дополнительного обучения в зрелом возрасте. На уровне мозговых механизмов обеспечения поведения был проведен анализ активности элементов ретросплениальной коры в сформированном сложном пищевом поведении. Несмотря на то, что все старые индивиды смогли сформировать новый навык, доля специфически связанных с выполнением этого навыка элементов у них была значимо меньше, по сравнению с взрослыми индивидами. При этом проведенный гистохимический анализ плотности элементов в ретросплениальной коре не выявил достоверных различий между группами взрослых и старых индивидов. Этот результат является показателем того, что возрастные изменения в поведении и участии мозга в обеспечении поведения не связаны с повышенной гибелью нервных элементов в результате патологических процессов, а связаны с возрастной динамикой функционирования здорового мозга. В то же время, у старых индивидов, дополнительно обученных другим навыкам в зрелом возрасте, была достоверно повышена (по сравнению с «наивными» старыми индивидами) доля элементов, вовлекающихся (с вероятностью активации менее 100%) в реализацию выученного поведения. По активности элементов во время реализации нового навыка можно предположить, что у старых «наивных» индивидов была существенно затруднена идентификация проблемной ситуации как новой, актуализировался сформированный ранее опыт. Старые индивиды с дополнительным обучением занимали промежуточное положение между старыми «наивными» и взрослыми — как по характеристикам поведения, так и показателям мозговой активности. Таким образом, в результате исполнения проекта можно предположить, что специальное дополнительное научение в зрелом возрасте может способствовать более успешному обучению в старости и противодействовать ухудшению когнитивных способностей с возрастом. Исследование характеристик наиболее эффективных форм и интервалов для подобного специального обучения является перспективной фундаментальной и прикладной задачей, направленной на максимальное сохранение качества жизни при старении. Все поставленные в проекте задачи успешно выполнены.
ЦИТАТА
Горкин, А.Г. Предпосылки сохранения качества жизни при старении / А.Г. Горкин отчет по НИР № 13-06-00461 (Российский гуманитарный научный фонд)