Сопряженная профессиональная карьера субъекта: становление, эволюция, ресурсы | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Сопряженная профессиональная карьера субъекта: становление, эволюция, ресурсы

Толочек Владимир Алексеевич
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2013
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Содержанием проекта стало изучение феномена совместной деятельности, его эволюции, становления и ресурсов, названного сопряженная профессиональная карьера (СПК) субъекта. Предполагалось, что в совместной деятельности формируются особые профессионально-функциональные и социально-психологические «единицы» - «диады» и «триады» как устойчивые связки взаимодействующих партнеров (руководитель – подчиненный, тренер – спортсмен, преподаватель – студент, вышестоящий руководитель – руководитель – нижестоящий руководитель и т.п.). Предполагалось, что становление и устойчивость таких единиц обеспечивается множеством процессов взаимной интеграции взаимодействующих субъектов, к появлению новых свойств диады (триады), системных. Согласно методологии исследования, СПК рассматривалась в единстве эволюции субъекта, функциональных групп (диад и триад), организации, профессии, общества. Основные положения нового методологического подхода следующие: 1. Примат совместной деятельности над индивидуальной. 2. Признание возможности разных вариантов активности во взаимодействиях субъекта и окружения (среды). 3. Рассмотрение в единстве активности человека как субъекта и условий среды (экологический подход). 4. Признание актуализации разных условий внешней и внутренней среды субъекта на разных возрастных этапах, в разных социальных пространствах (ресурсный подход, концепция ИИВ-ресурсов). 5. Допущение возможности изменения силы и валентности условий внешней и внутренней среды субъекта на разных возрастных этапах, в разных социальных пространствах как детерминант успешности субъекта. Психологическими механизмами становления СПК выступают: 1) Процессы переструктурирования и изменения исходных структур (свойств личности, ПВК, индивидуального стиля и др.). 2) Интеграции исходных структур в новых социально-психологических единицах (диадах, триадах взаимодействующих субъектов) по принципу дополнительности. 3) В становлении новой социально-психологической единицы большую активность проявляют субъекты, занимающие более низкую социальную позицию. Эволюция СПК характеризуется: 1) Актуализацией разных ресурсов на разных этапах профессионального пути, т.е., темпоральной избирательностью ресурсов. 2) Пространственно-специфической актуализацией ресурсов, т.е. в разных социальных пространствах (определяемых множеством условий жизнедеятельности, складывающихся у лиц, занимающих высокие должностные позиции/ рядовых, у мужчин/ женщин, у состоящих в браке и имеющих детей/ не реализованных в семье и т.п.) актуализируются разные ресурсы. Ресурсы понимаются как избирательно актуализируемые условия внутренней и внешней среды субъекта, изменяющие силу влияния и валентность (знак), определяющие социальную успешность субъекта выше «среднего» (среднестатистической). Проблема СПК и роли ресурсов (интрасубъектных, внесубъектных и интерсубъектных) в социальной успешности субъектов разрабатывалась в русле экологической парадигмы; вопросы использования ресурсов и успешности человека как субъекта деятельности - как условия и предпосылки становления системы «человек – окружающая среда», как порождение психических новообразований в процессе, вследствие, посредством взаимодействий «человека» (субъекта) и «среды» (окружающей среды», «окружения»). Обращение к трем моделям (управленческая деятельность, спорт высших достижений, обучение в высшей школе) позволило выделить несколько «эффектов СПК», связанных с успешностью субъекта (профессиональной, спортивной, учебной): 1) соответствие психофизиологической организации взаимодействующих партнеров; 2) адекватность представлений о субъективных предпочтениях партнера; 3) сходство предпочитаемых индивидуальных стилей деятельности; 4) мера самоподобия (сходства) частей стиля и стиля в целом как отражения меры интеграции стиля и условий пространства деятельности; 4) невысокая доля (около 4%) талантливых молодых людей (спортсменов), имевших неординарно высокие достижения в молодые годы (призеры и чемпионы страны среди юношей и юниоров) и в зрелом возрасте достигающие высших спортивных результатов (чемпионы мира и Олимпийских Игр); 5) соответствие взаимных представлений о своих и ПВК другого; 6) дополнительность ПВК успешно взаимодействующих партнеров; иначе, их ПВК являются не подобными по степени выраженности, не отличными, а согласованными, дополняющими; 7) особая интеграция индивидуально-психологических особенностей (черт личности) успешно взаимодействующих партнеров, зависимая от организационной культуры (в субкультурах индивидуальных достижений она выступает как характерная «интегральная индивидуальность» по В.С.Мерлину, т.е., как становление новых специфических структур свойств личности; в культурах общих, корпоративных достижений, напротив, как «дедзинтеграция индивидуальности» - «исчезновение» связей между свойствами личности в целом по выборке); 8) перераспределение трудовых функций в зависимости от индивидуальности партнеров (успешные руководители переадресуют вышестоящим руководителям до 25 – 35% своих функций управления, нижестоящим – 8 – 9% своих функций по объему, централизации и активности исполнения); 9) становление своеобразного «стиля совместной деятельности» как реорганизации исходных индивидуальных стилей и их особая интеграция (в разных субкультурах аналогично процессам интеграции/ дезъинтеграции свойств личности); 10) изменение силы и валентности ряда интра-, интер- и внесубъектных ресурсов на протяжении профессиональной карьеры субъектов, их непосредственное и отставленное по времени влияние. Завершенная эволюция СПК субъекта включает как активные фазы – реальную ПК в организациях, так и латентные – предкарьеру (обучение в вузе) и посткарьеру (карьеру после достижения пенсионного возраста). «Ответственное отношение к своей карьере» формируется с 17 – 19 лет у женщин, с 18 – 20 лет у мужчин. Согласно полученным данным, взаимодействия функционально связанных субъектов не остаются однозначными по своему влиянию на протяжении всего времени, в отношении каждого из взаимодействующих субъектов. Установлено, что признание работниками конструктивной роли руководителей и коллективов, как правило, имеет место в возрастном периоде 40 - 45 лет, т.е., запаздывает; признание роли важной мужчин способствует, а женщин – препятствует поддержанию высокого профессионализма в зрелом возрасте; признание роли детей способствует в период 20 - 45 лет, а затем – препятствует поддержанию высокого профессионализма; роль, образование и занимаемая должность матери в период 20 - 45 лет способствуют, а затем – препятствует поддержанию высокого профессионализма; признание роли религии в 20 – 45 лет препятствует, а с 50 лет - способствует поддержанию профессионализма; переоценка своей компетентности и недооценка интуиции в период 20 - 45 лет способствуют, а затем – препятствует поддержанию профессионализма. Траектории СПК представлены множеством «точек бифуркации», в которых эволюция субъекта с равной вероятностью может пойти как в позитивном, так и в негативно русле. На основании динамики профессионального становления и актуализируемых ресурсов периодами «бифуркационной нестабильности» можно считать 30 – 35 лет, 35 – 40, 40 – 45, 50 – 55 лет. Обобщая результаты эмпирического изучения взаимодействий в профессионально-функциональных диадах (на моделях «руководитель – специалист», «топ-менеджер - менеджер», «преподаватель – студент») можно констатировать следующее: 1. Представления каждого из партнеров диады о своих качествах и качествах другого (черт личности, ПВК, предпочитаемых ценностях, параметрах предпочитаемых стилей) согласованы – характеризуются умеренно тесными связями (r = 0,400 – 0,600); эти связи не бывают чрезмерно тесными, слабыми или отрицательными. Умеренная согласованность связана с индивидуальной и групповой успешностью. 2. В согласованных диадах, т.е. у лиц с более высокой профессиональной (учебной, спортивной) успешностью индивидуальные вариации оценок находятся в меньшем диапазоне, чем в диадах субъектов с худшей успешностью. Иначе, есть некоторый оптимальный диапазон возможных индивидуальных отклонений, за границами которого успешность совместной деятельности снижается. 3. Ресурсами СПК, или избирательно актуализируемыми условиями внутренней и внешней среды субъекта, определяющими социальную его успешность, могут выступать множество разных условий, которые, однако, темпорально избирательны и пространственно специфичны, изменяют силу влияния и валентность (знак) на протяжении профессиональной жизни человека. 4. Представители групп с более высоким социальным статусом (руководители, профессиональная элита, реализованные в семейной сфере), т.е., лица, активно взаимодействующие с другими людьми, отличающиеся более продолжительной «позитивной динамикой» психологических систем. Представители таких групп более гомогенны (т.е, более сходны, однородны по совокупности изучаемых переменных) и характеризуются большей мерой интегрированности с окружением, с социальной микро-, мезо- и макросредой, чем представители групп с низким статусом. 5. Лица, избирающие профессиональные сферы с низкой «профессиональной иерархией» (учителя средних школ и бухгалтера, вероятно, избегающие сфер с высокой иерархией) отличаются обедненностью ресурсов СПК. Лица, избирающие профессиональные сферы с высокой «профессиональной иерархией» и успешные в их «вертикальной» карьере – должностном продвижении (руководители подразделений и директора крупных компаний, руководители подразделений органов государственной службы), отличаются от своих коллег с менее успешной карьерой большим разнообразием и полнотой использования разных ресурсов. 6. Направленное управление условиями, влияющими на актуализацию ресурсов субъектами, способствуют их более продолжительной работе в организации, их более вероятной успешной «вертикальной» карьере.
ЦИТАТА
Толочек, В.А. Сопряженная профессиональная карьера субъекта: становление, эволюция, ресурсы / В.А. Толочек отчет по НИР № 11-06-00081 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Толочек Владимир Алексеевич

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

323
СУБЪЕКТ РЕСУРСЫ SUBJECT
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2011 год

2014 год

2016 год

2017 год