АННОТАЦИЯ
В рамках данного проекта предполагалось сопоставление динамики поведенческих адаптаций с психофизиологическими показателями как на людях, так и на животных. Мы показали, что адаптации зависят от эмоциональной валентности и способа обучения. Нами было показано, что положительная и отрицательная эмоциональные ситуации, в которых находятся испытуемые при многоэтапном обучении новой задаче, по разному оказывают влияние на формирование поведенческих адаптаций. При положительной эмоциональной ситуации обучение происходило лучше, т.к. число успешных решений в данной группе превышало число успешных решений при отрицательной эмоциональной ситуации. При этом число ошибок в этих двух группах не различалось. При переносе навыка испытуемые группы «положительная эмоциональная ситуация» демонстрировали меньшее число ошибок, чем испытуемые группы «отрицательная эмоциональная ситуация». При анализе механизмов формирования аналогичных поведенческих адаптаций у животных было найдено, что изменения экспрессии генов в нейронах (детектируемые по наличию белка Fos) могут быть основанием для генерации разнообразия и последующего отбора нейронов в систему, отвечающую за формирование данной поведенческой адаптации. Можно предположить, что такой отбор происходит, в том числе, и из нейронов уже имеющих поведенческую специализацию относительно прошлого опыта (процессы аккомодационной реконсолидации), поскольку нами было установлено, что нейрогенетические изменения зависят от того, одноэтапно или многоэтапно обучались животные. При этом было установлено, что животные двух этих групп демонстрировали сходное поведение во время обучения на новой стороне клетки. Также было установлено, что динамика поведенческих адаптаций человека различается для условий одноэтапного и многоэтапного предварительного формирования индивидуального опыта. Было показано, что при сходном моторном обеспечении формируемого решения задачи, когнитивное восприятие (оцененное по статистике возникающих проблемных ситуаций) задачи различно для одноэтапного и многоэтапного обучения. Мозговое обеспечение данного индивидуального опыта характеризуется относительно большим вовлечением теменной области, причем в левом полушарии. При анализе механизмов формирования аналогичных поведенческих адаптаций у животных было найдено, что изменения экспрессии генов в нейронах (детектируемые по наличию белка Fos) характерны в большей степени для ситуации формирования навыка на фоне предварительного опыта, сформированного в один этап, чем сформированного в несколько этапов. При этом нами были обнаружены только незначительные различия в поведении у этих двух групп животных: ни выраженность неэффективного поведения, ни выраженность эффективного поведения, достоверно не различались. Также на людях были получены данные о различиях структуры индивидуального опыта испытуемых, если индивидуальный опыт формировался разными способами. Было обнаружено, что мозговое обеспечение формирующегося и дефинитивного поведения различается: в первом случае преобладает вовлечение теменных долей, а во втором фронтальных. Также оказалось, что эффективность адаптаций зависит от того, «многоэтапно» или «одноэтапно» обучались испытуемые. При этом эффективность адаптаций у животных не зависела от способа формирования адаптаций, однако формируемые структуры индивидуального опыта различались, также как и у человека. По результатам проекта был подготовлен ряд публикаций: статья в реферируемом журнале, статья в сборнике, 3 тезисов (в том числе в материалах зарубежных конференций). Еще одна статья подготовлена, но еще не принята.
ЦИТАТА
Сварник, О.Е. Механизмы поведенческой адаптации и дезадаптации в сложноорганизованной среде / О.Е. Сварник отчет по НИР № 10-06-00939 (Российский гуманитарный научный фонд)