Когнитивные предикторы академической и специальной успешности младших подростков с интеллектуальной и художественно-изобразительной одаренностью | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Когнитивные предикторы академической и специальной успешности младших подростков с интеллектуальной и художественно-изобразительной одаренностью

Доний Е.И., Шумакова Н.Б., Холодная М.А., Барышева Т.А., Рубцов Виталий Владимирович
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ диссертация
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования связана с анализом проблемы, разрабатываемой в рамках системно-деятельностного подхода к исследованию способностей и одаренности, – проблемы индивидуальных когнитивных ресурсов, важных для высоких достижений в разных видах деятельности на разных ступенях развития (Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Т.А. Барышева, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова). В современных образовательных условиях ставится задача, с одной стороны, способствовать развитию способностей всех обучающихся, с другой стороны, – обеспечивать условия для выявления и развития одаренности детей и подростков в разных видах деятельности, проектировать персонифицированные траектории обучения с опорой на специфику и уровень развития способностей. Одаренность связана с конкретной деятельностью, в которой она не только проявляется, но и развивается (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн). При этом, если общая (интеллектуальная) одаренность имеет долгий период развития и реализации, то одаренность в некоторых предметно-специфических сферах имеет раннюю специализацию, «пик» и «угасание», что обостряет необходимость ее идентификации и развития уже в раннем возрасте. В психологической науке обосновывается важность изучения как общей, так и специальной одаренности, подчеркивается специфичность интеллектуальных характеристик и проявлений креативности в разных областях (доменах) деятельности, значимость академической успешности для развития личности школьников и реализации интеллектуально-творческого потенциала в высоких достижениях во взрослой жизни. При этом, специальная успешность, которая, как правило, оценивается только в специализированных учебных заведениях, имеет большую ценность для развития личности и будущих профессиональных успехов учащихся, реализующих одаренность в отдельной предметно-специфической сфере (например, в художественно-изобразительной), т.к. для них это реальная оценка текущих результатов деятельности. В то же время, отмечается нелинейный и противоречивый характер связи между индивидуальными ресурсами, в том числе когнитивными, и академической успешностью одаренных детей и подростков (В.Н. Дружинин, Е.И. Щебланова). Показано, что одаренные школьники могут быть неуспешными не только в общеобразовательной школе, но и при обучении в специальных учебных заведениях, соответствующих их потенциальной одаренности (художественная школа, например) (В.Н. Дружинин, Е.И. Щебланова, C.S. Dweck, R.F. Subotnik, P. Olszewski\u0002Kubilius, F.C. Worrell, G.A. Davis, S.B. Rimm, D. Siegle). Поиск прогностических когнитивных характеристик или предикторов академической успешности и достижений учащихся имеет давнюю традицию, начиная с исследований психометрического интеллекта (A. Binet, T. Simon). В ряде современных работ показано, что как общие (интеллект, креативность), так и базовые (скорость переработки информации, рабочая память, чувство числа) когнитивные характеристики вносят значимый вклад в академическую успешность школьников (А.М. Двойнин, D.J. Purpura, H. Rinderman, A.C. Neubauer, Т.Н. Тихомирова, С.Б. Малых). В то же время, особенности когнитивных характеристик и их вклад в академическую и специальную успешность учащихся с разными видами одаренности 4 изучены недостаточно. Кроме того, исследования на выборке учащихся младшего подросткового возраста представляют особый научно-практический интерес, связанный с потребностями образования, т.к. на этом этапе происходит переход на новую ступень обучения, что связано со знакомством с новыми учителями, новыми требованиями, сменой школы или класса (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.С. Лейтес, Л.Ф. Обухова, А.М. Прихожан, И.Ю. Кулагина, Н.Н. Толстых, К.Н. Поливанова). В этот же период часто решается вопрос о поступлении в специализированные школы (А.А. Мелик-Пашаев). Потребность общества в творческих и высокопрофессиональных специалистах в разных областях и теоретическое значение проблемы вызывают необходимость в эмпирическом исследовании роли когнитивных характеристик в академической и специальной успешности школьников с разными видами одаренности на средней ступени образования. В настоящей диссертационной работе в рамках единой исследовательской программы изучается роль базовых и общих когнитивных характеристик в академической и специальной художественной успешности младших подростков с разными видами одаренности – интеллектуальной и художественно-изобразительной. Объект – академическая и специальная художественная успешность младших подростков с интеллектуальной одаренностью и художественно-изобразительной одаренностью. Предмет – когнитивные характеристики (базовые и общие) как предикторы академической и специальной художественной успешности младших подростков с интеллектуальной одаренностью и художественно-изобразительной одаренностью. Цель исследования – изучить роль когнитивных характеристик (базовых и общих) в академической и специальной художественной успешности младших подростков с интеллектуальной одаренностью и художественно-изобразительной одаренностью. Исследовательский вопрос – какие когнитивные характеристики (базовые и общие) вносят значимый вклад и могут выступать предикторами академической и специальной художественной успешности младших подростков с интеллектуальной одаренностью и художественно-изобразительной одаренностью? Общая гипотеза – базовые и общие когнитивные характеристики вносят разный вклад в академическую и специальную художественную успешность младших подростков с разными видами одаренности. В рамках данного исследования были сформулированы следующие частные гипотезы: 1. Когнитивные характеристики развития различаются у младших подростков с разными видами одарённости как в 5-м, так и 7-м классах. 2. Для младших подростков с разными видами одаренности характерны более высокие показатели когнитивного развития, чем для их нормотипичных сверстников. При этом интеллектуально одаренные младшие подростки превосходят младших подростков с художественно-изобразительной одаренностью по одним когнитивным характеристикам и уступают им по другим. 3. Взаимосвязи когнитивных характеристик с академической успешностью 5 различаются у младших подростков с интеллектуальной одаренностью, художественно-изобразительной одаренностью и в нормотипичной группе в 5-м и 7-м классах. 4. Когнитивные предикторы академической успешности различаются у младших подростков с интеллектуальной одаренностью, художественно-изобразительной одаренностью и в нормотипичной группе в 5-м и 7-м классах. 5. Когнитивные предикторы специальной художественной успешности младших подростков с художественно-изобразительной одаренностью отличаются от когнитивных предикторов академической успешности. Задачи исследования: 1. Проанализировать психологические теории развития способностей и одаренности для обоснования выбора критериев выделения групп младших подростков с интеллектуальной одаренностью и художественно-изобразительной одаренностью. 2. Уточнить понятие успешности и высоких достижений относительно младших подростков с интеллектуальной и художественно-изобразительной одаренностью. 3. Эмпирически выявить особенности базовых и общих когнитивных характеристик младших подростков с интеллектуальной одаренностью, художественно\u0002изобразительной одаренностью и в нормотипичной группе в 5-м и 7-м классах. 4. Проанализировать взаимосвязи базовых и общих когнитивных характеристик, академической и специальной художественной успешности младших подростков с интеллектуальной одаренностью, художественно-изобразительной одаренностью и в нормотипичной группе в 5-м и 7-м классах. 5. Проанализировать вклад базовых и общих когнитивных характеристик в текущую и последующую академическую и специальную художественную успешность младших подростков с интеллектуальной одаренностью, художественно\u0002изобразительной одаренностью и в нормотипичной группе в 5-м и 7-м классах. 6. Выявить когнитивные предикторы текущей и последующей академической и специальной художественной успешности младших подростков с интеллектуальной одаренностью, художественно-изобразительной одаренностью и в нормотипичной группе в 5-м и 7-м классах. Методологические и теоретические основы исследования. Работа выполнена с опорой на теоретические принципы понимания одаренности как системного качества (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, Д.Б. Богоявленская, А.И. Савенков, Н.Б. Шумакова и др.), творческой продуктивности (R. Subbotnik, F. Preckel и др.), творческого потенциала, выступающего источником развития одаренности (А.М. Матюшкин); теоретические принципы понимания развития одаренности в деятельности (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн); теоретические представления о структуре способностей (В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная, Е.И. Щебланова, Д.В. Ушаков, Е.В. Волкова, I. Deary, S. Dahaene, J. Halberda и др.); теоретические представления о структуре и взаимосвязи когнитивных характеристик (A.D. Baddeley, G.J. Hitch, I.J. Deary; М.А. Холодная; H. Rindermann, A.C. Neubauer, В.Н. 6 Дружинин, J. Halberda, S. Dehaene, Ю. Ковас, Т.Н. Тихомирова, С.Б. Малых и др.); теоретические принципы понимания подросткового возраста в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, А.М. Прихожан, И.Ю. Кулагина, Н.Н. Толстых, К.Н. Поливанова). Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена теоретическим анализом изучаемой проблемы, необходимым объемом выборки, наличием групп сравнения, методическим комплексом, отвечающим целям и задачам исследования, использованием методов статистической обработки данных. Научная новизна исследования состоит в выявлении специфики структуры взаимосвязей базовых и общих когнитивных характеристик, академической и специальной художественной успешности в группах младших подростков с интеллектуальной и художественно-изобразительной одаренностью, и в нормотипичной группе; выявлении когнитивных предикторов текущей и последующей академической и специальной художественной успешности в группах младших подростков с художественно\u0002изобразительной одаренностью, и в нормотипичной группе. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений об индивидуально-типических различиях когнитивных характеристик в группах младших подростков с интеллектуальной и художественно-изобразительной одаренностью, и нормотипичной группе. Получены дополнительные данные о специфике взаимосвязей когнитивных характеристик с академической и специальной художественной успешностью в группах младших подростков с интеллектуальной и художественно-изобразительной одаренностью, и нормотипичной группе. Дополняются и уточняются представления о когнитивных предпосылках высоких достижений в разных видах деятельности. Практическая значимость исследования: В исследовании выделены когнитивные предикторы, которые могут использоваться в качестве «мишеней» для психолого\u0002педагогического сопровождения в группе младших подростков с художественно\u0002изобразительной одаренностью и нормотипичной группе. Результаты исследования способствуют решению задачи профессионального отбора в специализированные образовательные учреждения художественно-изобразительной направленности. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Выявление специальной успешности младших подростков в предметно\u0002специфических областях наряду с общей (академической) успешностью позволяет расширить представления о траекториях развития разных видов одаренности и способствовать своевременной диагностике и поддержке одаренных учащихся. 2. Для младших подростков с разными видами одаренности и для их сверстников с нормотипичным развитием характерны разные паттерны показателей когнитивного развития и их связей с академической успешностью как в 5-м, так и в 7-м классах. Разная плотность и архитектура взаимосвязей когнитивных характеристик связана со своеобразием значимых видов деятельности и индивидуальнымкогнитивным ресурсом учащихся. 3. Когнитивные предикторы академической успешности характерны для младших подростков с художественно-изобразительной одаренностью и для их сверстников с 7 нормотипичным развитием. У младших подростков с интеллектуальной одаренностью предикторы их академической успешности лежат в некогнитивной плоскости. 4. Общую креативность (конвергентную) можно рассматривать в качестве когнитивного предиктора последующей специальной художественной успешности младших подростков с художественно-изобразительной одаренностью. 5. Скорость переработки информации является универсальным когнитивным предиктором текущей и последующей успешности в рисунке и русском языке у младших подростков с художественно-изобразительной одаренностью. Эмпирическая база исследования. Исследование проведено в общеобразовательной школе г. Москвы с углубленным изучением иностранного языка и программой повышенного уровня сложности; московской центральной художественной школе при Российской Академии Художеств (МЦХШ при РАХ) – федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение. Апробация работы. Результаты исследования апробировались на российских и международных научно-практических конференциях: 1). Всероссийская научно\u0002практическая конференция «Психология способностей и одаренности», Ярославль, Россия, 2019; 2). Первая международная тематическая конференция в области одаренности ECHA (European Council for High Ability), Дубровник, Хорватия, 2019; 3) Летняя школа молодых ученых – 2019 «Диссертационное исследование: технология подготовки», Москва, 2019; 3). II Международная научно-практическая онлайн-конференция «Психология одаренности и творчества», Москва, Россия, 2020; 4). 24-ая всемирная научно-практическая онлайн\u0002конференция в области одаренности центра World Council for Gifted and Talented Children, 2022; 5). XXIII Международная научно-практическая конференция. Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития, 2022; 6). IV Международная научно\u0002практическая конференция «Психология одаренности и творчества», 2022. Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка аббревиатур, библиографического списка и приложений. Текст изложен на 159 страницах, проиллюстрирован 26 таблицами и 20 рисунками. Библиография включает 150 наименований, из них 63 на английском языке. Основное содержание работы отражено в 6-ти научных статьях.
ЦИТАТА
Когнитивные предикторы академической и специальной успешности младших подростков с интеллектуальной и художественно-изобразительной одаренностью / Е.И. Доний, Н.Б. Шумакова, М.А. Холодная, Т.А. Барышева, В.В. Рубцов Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, – 2023.
АВТОРЫ

Холодная Марина Александровна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕНТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ имени В.Н. Дружинина
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

246
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE КРЕАТИВНОСТЬ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2015 год

2021 год

2018 год