АННОТАЦИЯ
Приводится описание траекторий развития стратегий сканирования зрительного поля у детей и подростков с 4 до17 лет; рассматриваются различия в их соотношении по мануальной, зрительной асимметрии и полу; определяется, какое диагностическое значение имеет выраженность каждой стратегии сканирования зрительного поля. В выборку вошли 734 условно здоровых испытуемых в возрасте 4-17 лет, из них 480 мальчиков и 254 девочки. Участники исследования проходили нейропсихологическую диагностику, по результатам которой оценивались состояние высших психических функций и общий уровень нейрокогнитивного развития, качество чтения, эффективность межполушарного взаимодействия, функциональная межполушарная асимметрия. Стратегии сканирования зрительного поля оценивались при выполнении проб «Реалистические изображения предметов», «Перечеркнутые контурные изображения предметов» и методики «Комплексная фигура Тейлора». У части выборки (n = 100) проводилась диагностика невербального интеллекта с помощью методики «Тест интеллектуального потенциала». Показано, что хаотичная стратегия встречается у дошкольников, но почти исчезает после 8 лет. Нормативная стратегия растет до 8 лет, умеренно снижается до 12 лет, а затем снова растет. Траектория развития фрагментарной стратегии в целом противоположна траектории развития нормативной. Статистическая норма характеризуется наличием двух последних. Соотношение стратегий не связано с полом и функциональной межполушарной асимметрией. Выраженность хаотичной стратегии указывает на недостаточность межполушарного взаимодействия, нормативная стратегия связана с уровнем невербального интеллекта; высокий уровень хаотичной и низкий уровень нормативной стратегий сопровождаются трудностями при чтении и могут считаться симптомами нейрокогнитивного дефицита.
ЦИТАТА
Хохлов, Н.А. Стратегии сканирования зрительного поля при проведении нейропсихологической диагностики детей и подростков / Н.А. Хохлов // Вопросы психологии. – 2021. – Т. 67. – № 5. – С. 76-89